22:00
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94

Кочующий сектор туризма. Когда реформы не решают проблем

После недавнего изменения структуры кабмина департамент туризма решили забрать у Минэконома, под крылом которого он провел меньше года, и снова передать Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики.

Сотрудники департамента кочуют уже не первый раз. Когда-то в Кыргызстане было даже целое госагентство по туризму. Несколько лет назад предлагали вернуть самостоятельную структуру, но денег, как обычно, не нашли.

из интернета. Владимир Комиссаров
Фото из интернета. Владимир Комиссаров

Президент Ассоциации туризма Шелкового пути Владимир Комиссаров считает последнее решение по департаменту туризма нелогичным. Своим мнением он поделился с 24.kg.

— Экономическую отрасль снова засовывают в социальный блок. Это изначально было неправильно и глупо! Где здравый смысл, какие есть аргументы в пользу этого? После передачи туризма Министерству экономики началось какое-то экономическое движение, диалог, и тут опять... Вообще, мы привыкли к бесконечным глупостям, но все равно расстроились.

— Недавно звучала идея вывести уполномоченный госорган по туризму в самостоятельную структуру. Где, по вашему мнению, он должен находиться, если не отдельно?

— В Министерстве экономики. Я не думаю, что самостоятельность принесет что-то позитивное. Бюджет и так слабый. А создадут министерство или агентство, снова раздуют штат, потратят на это большие деньги.

Наша ассоциация занимается исследованием, анализом и экспертизой в туристской отрасли. Мы провели анализ государственной политики за 30 лет и написали большую исследовательскую работу. Проанализировали все документы развития отрасли, от первой концепции 1994 года до самой последней. Такое впечатление, что их писали малограмотные люди. У нас, к сожалению, нет экспертного сообщества для этого.

Политика в турсекторе несбалансированная и однобокая. Основной целью отрасли на протяжении 30 лет было развитие рынка услуг в туризме, никогда не ставилась цель развития потребительского рынка.

В итоге рынок услуг создан, а потребительский рынок, как был в зачаточном состоянии, так и остался. О Кыргызстане как стране туризма на наших потенциальных рынках никто не знает.

Кыргызстан с Грузией по уровню туризма находились примерно одинаково в 1991 году. И посмотрите на ситуацию сегодня. Там гораздо больше туристов, чем у нас. Это один из примеров несбалансированной госполитики. Другой пример несбалансированного развития рынка услуг — безопасность приключенческого туризма в КР, которая находится на крайне низком уровне.

Мы делали как-то опрос с партнерами на вокзале и улицах в канадском Монреале, спрашивали, знают ли там про нашу страну. Большая часть людей Кыргызстан не знают. Выйдите на улицы в Бишкеке и спросите, что такое Буркина-Фасо. Что вам расскажут про эту африканскую страну? Это то же самое, что и КР для высокоразвитых стран.

Хотя Кыргызстан — отличная страна для туристов, у нас богатая история и природа. Даже если мы в чем-то уступаем другим странам, главное — как продвинуть, преподнести, подать. Можно продать товар так, что потребитель будет счастлив. Пока же потенциал туризма, по данным экспертов, используется лишь на 15-20 процентов.

— Чиновники с вами не согласились бы, они сообщают о популярности нашей страны, успешном проведении туристических выставок.

— Мы занимаемся продвижением КР как страны туризма крайне недостаточно. Дорогостоящие поездки на туристические ярмарки уже ушли в прошлое. Таким образом сейчас никто практически и не продвигает сектор. Это деньги впустую. Сейчас совершенно другие инструменты.

— Какие, например?

— Онлайн-продвижение сегодня намного доступнее и эффективнее. Этим должны заниматься эксперты в продвижении, туризме, экономике, а не случайные люди.

Бюджет департамента туризма в этом году был около 5 миллионов сомов, из них половина уходит на зарплату сотрудникам (она составляет 10-20 тысяч сомов). Пойдет туда работать хороший эксперт, специалист? Конечно, нет.

Вы посещали страновой сайт www.discoverkyrgyzstan.org, который призван продвигать нашу страну? Мы делали потребительский анализ этого сайта четыре года назад, публиковали результаты. В этом году мы заказали уже профессиональный независимый анализ этого сайта. Он должен быть доступным, понятным и интересным для иностранцев, а не тем, что есть на самом деле.

Даже если проанализировать посещение этого сайта, станет понятно, что им мало кто интересуется. Есть много вещей, которые нужно было бы делать, но их не делают.

— Ранее вы затронули потребительский рынок. Кто наши потенциальные потребители?

— Наш рынок делится на две части. Курортно-рекреационный туризм, связанный с озером Иссык-Куль, — это рынок внутренний и ближнего зарубежья (Казахстан, Россия). Культурно-приключенческий туризм рассчитан на туристов, имеющих достаточно денег, из высокоразвитых стран Европы, богатых арабских стран, Северной Америки, Дальнего Востока. Там и надо продвигать нашу страну.

Игры кочевников, к примеру, провели уже три года назад. А продвижение — процесс непрерывный и в него нужно вкладывать приличные деньги. Если денег нет, то нужно использовать грамотно то, что есть.

— Какой у вас прогноз на ближайшее время?

— Зимний туризм в основном будет внутренним, немного приедет гостей из России, Казахстана и дальнего зарубежья. Но погоды большой они не сделают.

Сейчас бы навести порядок в зимнем туризме! Уровень безопасности приключенческого туризма при приемлемом минимуме в 75 процентов в Кыргызстане едва достигает 30 процентов. Хуже только в Непале (12 процентов).

— Наверное, это зависит не только от чиновников, но и от представителей турбизнеса тоже?

— Нет, в первую очередь от государственной политики в отрасли, от чиновников. В 2019-2020 годах мы провели анализ безопасности приключенческого туризма в КР. Все на крайне низком уровне, начиная с законодательства о гражданской защите в части проведения спасательных работ в отдаленных труднодоступных районах. У нас нет даже профессии «спасатель в горах».

Нет вертолетов ни на рынке услуг, ни у МЧС. Есть только одна частная компания, которая в основном и проводит спасательные работы на сложных туристских маршрутах. Если что-то случится, и мы не сможем спасти пострадавшего, это будет сильнейшая антиреклама нашей страны.

Вопрос безопасности, возможность получить своевременно необходимую помощь в отдаленных районах — это первое, что беспокоит иностранных туристов при поездке в наши горы.

Популярные новости
Бизнес