19:53
USD 89.12
EUR 94.98
RUB 0.95

Каким станет Бишкек к 2020 году. Новые обещания мэра

Сколько красивых обещаний, облаченных в многочисленные стратегии, слышали бишкекчане за годы независимости! Каждый новый мэр пишет свою программу развития столицы. И неважно, что не выполнена еще предыдущая.

Кто на новенького?

Цель нового документа «Город благоприятных условий» на 2017-2020 годы — сделать Бишкек современным деловым центром с развитой инфраструктурой, «уютными улицами и скверами», «добрыми гражданами». 

К 2020 году Бишкек обретет новый облик визуально привлекательного города с определенными традициями в сферах градостроительства, развития парков, муниципального транспорта и достопримечательностей.

Мэр Албек Ибраимов

В первую очередь горожан, естественно, интересует инфраструктура. «Она имеет высокую степень износа. Требуются модернизация и увеличение мощностей городских систем, обеспечивающих население водой и электроэнергией. Нуждаются в обновлении системы канализации, теплоснабжения, обеспечения уличным освещением, сортировки бытового мусора. Актуален и вопрос транспортной политики и регулирования уровня автомобилизации населения», — говорится в программе.

Обещания красивой жизни

Программа предполагает развитие парков и зон отдыха, реформирование городских библиотек, создание городской филармонии, благоустройство набережных, определение пешеходных улиц.

Построят новые дороги, благоустроят 110 остановочных комплексов, пополнят автобусный парк на 350 единиц с поэтапным замещением микроавтобусов, закупят 50 новых троллейбусов, внедрят давно обещанную электронную систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте.

Кроме того, обещают внедрить современную автоматизированную систему платной парковки: 47 пунктов вдоль городских дорог в рамках государственно-частного партнерства.

Чиновники также обещают ежегодно строить газопроводную сеть в жилмассивах; установить индивидуальные приборы учета воды; реконструировать тепловые сети; посадить 46 тысяч деревьев и 15 тысяч кустарников.

К 2020 году территория Бишкека будет на 100 процентов охвачена общественным автомобильным транспортом с шаговой доступностью 400-600 метров.

Снижена нагрузка на основные центральные дороги города за счет строительства новых артерий, а также транспортных развязок и эстакад. Построены надземные пешеходные переходы в местах интенсивного движения пешеходов.

На реализацию четырехлетней программы необходимо 30 миллиардов 129,8 миллиона сомов. Финансирование будет производиться за счет средств местного бюджета; грантовых и кредитных средств международных доноров; добровольного вклада инициативных групп и общественных организаций; средств частных инвесторов.

Транспортный коллапс

О пробках в часы пик и в дни непогоды не говорит только ленивый.

«Уже доказано, что строительство дорог не решает проблем пробок. Нужно вводить платные парковки повсеместно по городу. И так ограничить выезд частного транспорта», — считает депутат БГК Куванычбек Конгантиев.

«Мы строим дороги только потому, что их нет. А вопрос нужно решать комплексно, — признает мэр города Албек Ибраимов. — Нам надо увеличить количество общественного транспорта, чтобы у людей была альтернатива для передвижения. Надо сделать так, чтобы человеку было невыгодно заезжать на легковом транспорте в центр города».

Пока порядка в вопросе организации парковок не навели, градоначальник предложил повысить тариф в троллейбусах и автобусах сразу на 50 процентов. Последовавшая за этим буря негодования среди горожан заставила муниципалитет отказаться от идеи через несколько дней.

Вряд ли с такой нерешительностью столичные чиновники наведут порядок в этой сфере даже до обозначенного 2020 года.

Кстати, перед последним повышением тарифов на проезд в общественном транспорте горожанам обещали навести порядок и улучшить качество обслуживания. Но цену повысили, а об обещаниях забыли. Сегодня в некоторых маршрутках даже к поручню прикоснуться противно. А потому даже десяти сомов за такое сомнительное «качество» многовато.

Комфортный и небезопасный?

Последнюю программу «Город открытых возможностей» писали на 2014-2018 годы. Горожанам обещали безопасный, комфортный и успешный Бишкек. Об итогах реализации проекта чиновники решили не отчитываться. Впрочем, читатели ИА «24.kg» дали свою оценку.

Около половины проголосовавших отметили инфраструктурные проблемы. Лишь около четверти считают, что в городе действительно стало чище, светлее и зеленее. Еще часть граждан предпочитают не гулять в темное время суток.

С безопасностью ситуация пока действительно не очень хорошая. Начальник организационно-инспекторского управления ГУВД Бишкека Сыймык Жакыпов отмечает рост преступности.

За 8 месяцев 2017 года в столице официально зарегистрировано 6 тысяч 615 преступлений, что на 231 факт больше, чем в 2016-м.

«С учетом внутренней миграции в Бишкеке растет население, растет и количество транспорта. А вся наша инфраструктура была рассчитана на определенное число жителей и машин. Но по сравнению с другими городами в Бишкеке и в целом Кыргызстане очень спокойно и безопасно жить, — считает Сыймык Жакыпов. — Можно пройти по улицам и в темное время суток. У нас есть пешие наряды милиции, участковые пункты милиции, которые работают круглосуточно. Плюс создается мобильный батальон».

Славное прошлое

Согласно новой программе Бишкек уже сегодня — город, богатый природными ресурсами для комфортного и экологичного проживания. Это вкусная, чистая питьевая вода, свежий воздух, красивая природа, белоснежные горы, умеренный климат и другое.

«По сравнению с некоторыми городами мира мы действительно находимся в райском месте. Я путешествовал практически по всем континентам, и у Бишкека замечательное расположение — у подножья снежных гор. Через город протекают две горные реки — это тоже большая редкость. В советское время мы были в исключительном положении по сравнению со всеми городами Советского Союза: по чистоте воды мы уступали только Еревану», — вспоминает профессор, эколог Эмиль Шукуров.

«Но позже прямо на берегу рек стали размещать различные скотофермы, и их стоки попадали в реки. Потом начался захват участков в пойме рек. Жители не соблюдали правил гигиены. Началась обработка участков ядохимикатами. Реки стали сомнительной чистоты, — добавил он. — Когда закладывали Бишкек, поступили сверхмудро: организовали планировку так, чтобы слабые горные ветра поступали в город, оставив открытыми все вертикальные улицы».

Это был один из редчайших городов мира, который дышал горным воздухом. А сейчас мы заткнули все улицы и сидим в самом вонючем городе, который только можно себе вообразить.

Эмиль Шукуров

 «Автомобилей больше, чем жителей, причем машины собрали, можно сказать, с европейских, японских и других свалок. Есть вопросы и к качеству горючего, которое травит город наш. В результате Бишкек стал лидером по Кыргызстану по количеству заболеваний дыхательных путей и онкологическим заболеваниям. А сейчас он лидирует в мире», — подчеркивает Эмиль Шукуров.

Чиновники же традиционно успокаивают.

Городу будет возращен статус экологически чистого города, и он станет самым лучшим в Центральной Азии с точки зрения благополучия для здоровья горожан.

Программа развития Бишкека до 2020 года

Популярные новости
Бизнес