18:09
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96

Сто дней главы кабмина. Акылбек Жапаров об успехах и почему не хочет лавров

Сто дней назад Акылбек Жапаров приступил к работе в качестве председателя кабинета министров Кыргызстана. В интервью 24.kg он подвел первые итоги своей деятельности.

из интернета
Фото из интернета. Акылбек Жапаров подвел итоги своей 100-дневной работы на посту главы кабмина

— Акылбек Усенбекович, по традиции журналисты мониторят первые сто дней работы того или иного нового назначенца, чтобы понимать, как он намерен работать. Как для вас прошли эти сто дней?

 Они не прошли, они пролетели. Даже не верится, что прошли эти пресловутые сто дней.

— Что было главным в этом периоде?

 Кумтор. Все, что связано с ним. Остальное — это тот функционал, которым должна заниматься добросовестная исполнительная власть.

— Кумтор — это очень важно, но у правительства ведь много других проблем: повышение цен на основные продукты питания, корма, ГСМ? Перечислять можно долго.

 Знаете, есть в архитектуре понятие «замковый камень» — камень, на котором держится все сооружение. Кумтор — это замковый камень нашей экономики и политики за последние 25 лет. Та ось, вокруг которой вращалась жизнь страны последние четверть века. Я как-то уже говорил, что история с Кумтором еще в 90-е годы предопределила нашу историю почти на 30. Если можно было так бездарно и преступно обходиться с уникальным достоянием народа, то остальные злоупотребления и коррупция становились неизбежными.

Сейчас Кумтор — это наше испытание, победа или поражение, которые определят жизнь страны на следующие полвека. Дальше заглядывать я просто не решусь, учитывая то, как стремительно меняется мир вокруг нас. Впрочем, надо помнить, что раны победителей заживают быстрее. Поэтому мы просто обязаны победить.

— Как эта победа скажется на инвестиционном имидже страны? Захотят ли приходить в Кыргызстан инвесторы?

— Инвесторы захотят, а вот те, кто просто хочет нагреть руки на простаках, хорошо подумают.

— В своей нашумевшей речи перед дипломатами и представителями иностранных организаций вы также уделили большое внимание Кумтору. Вам не кажется, что его значение в жизни страны несколько преувеличено?

— Скорее, наоборот. В обществе нет достаточного понимания его значения в жизни страны. Особенно, как это не парадоксально, среди интеллигенции. Простой народ в этом вопросе оказался намного мудрее и прозорливее. Он на уровне инстинктов и коллективного бессознательного понимал творящуюся несправедливость. В этом и заключается секрет оглушительной победы Садыра Жапарова на выборах президента. А еще ранее на площади 9 октября. Я думаю, будущие историки дадут свою беспристрастную оценку эпопее с Кумтором.

— Ваши нововведения в Налоговой кодекс вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-среде. Есть аналитики, которые предрекают бегство капитала из страны и свертывание бизнеса. Как вы это прокомментируете?

— Не бывает легких и безболезненных реформ. Любые реформы переформатируют финансовые потоки, и это не может не вызывать недовольство представителей теневой экономики.

Это нормально, что реформы болезненны и зачастую конфликтны. И не надо ждать сиюминутных и быстрых результатов от проводимых реформ.

Все эти вещи надо было делать еще позавчера.

То, что мы сейчас вводим, сработает в полную силу через полгода, год. Вот тогда и будем считать цыплят.

— В одном из своих выступлений вы приравняли неуплату налогов к государственной измене. Вы погорячились?

— Мы должны ясно представлять себе долю теневой экономики в нашей стране. Она приняла такие масштабы, что стала угрозой национальной безопасности.

Главную задачу правительства я вижу в том, чтобы вывести большую часть нашей экономики из области черных и серых схем на свет. Дело это непростое, и выражения в этих случаях не выбирают.

— В стране доля малого и среднего бизнеса, по различным оценкам, составляет 40-60 процентов всей экономики. Каким образом введение контрольно-кассовых машин (ККМ) скажется на малом и среднем бизнесе?

— Очень важным моментом является то, что с целью поддержки предпринимателей по новой редакции Налогового кодекса предусмотрена нулевая ставка субъектам малого предпринимательства с годовым объемом до 8 миллионов сомов и которые применяют контрольно-кассовые машины.

Также для снижения расходов предпринимателей по приобретению контрольно-кассовых машин Налоговая служба с сентября 2021 года проводит пилотный проект по применению новых моделей ККМ. В рамках проекта кассовые аппараты, а также их обслуживание предпринимателям предоставляются бесплатно.

Для удобства и доступности предпринимателям были разработаны контрольно-кассовые машины, которые могут иметь вид приложения. Оно устанавливается на смартфон, планшет или компьютер. При этом загрузка программной контрольно-кассовой машины осуществляется бесплатно. Предпринимателю достаточно приобрести чековый принтер для выдачи чека потребителям.

Так вот люди, которые организовали митинг, не понимая своего интереса, пошли на поводу крупного оптового бизнеса, который завозит лес, металл и прочие высокодоходные товары, а потом разбрасывает их патентами по 10-15 тысяч, чтобы уйти от налогов. Ну сейчас, конечно, ситуация другая.

— Кыргызстан является членом ЕАЭС. Налоговый режим является одной из конкурентных характеристик экономической деятельности и благоприятности среды для бизнеса. Какие преимущества по сравнению с другими странами предусматривает новая редакция Налогового кодекса?

— 22 декабря 2021 года Жогорку Кенеш принял новый Налоговый кодекс, который уже вступил в силу.

Преимущества новой редакции Налогового кодекса, давайте загибать пальцы:

  • внесение изменений в Налоговый кодекс не чаще одного раза в год, за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы (стабильность налоговой системы, планирования ведения бизнеса и инвестиционных проектов);
  • сейчас у нас два основных подхода к налогообложению: общий режим и упрощенная система налогообложения на основе единого налога;
  • письменные разъяснения Министерства экономики и коммерции КР будут являться обязательными для исполнения органами Налоговой службы;
  • не только малый, но и субъекты среднего бизнеса с товарооборотом до 30 миллионов сомов могут применять упрощенный режим на основе единого налога (один квартальный отчет);
  • запуск проекта по возврату части стоимости приобретенных товаров и услуг, указанных в кассовых чеках, — cashback;
  • заложена норма для запуска системы дистанционного налогового контроля;
  • 50 процентов на списание пени и санкций налогоплательщику при оплате основной суммы задолженности и остальной части пени и санкций;
  • упрощенный механизм возврата НДС для предприятий-экспортеров;
  • налогообложение исламских принципов финансирования;
  • введение режима оплаты НДС компаниями, оказывающими услуги на территории Кыргызстана в электронном виде (Google, Yandex и пр.). Также вводится специальный налоговый режим на деятельность в сфере электронной коммерции;
  • предусматриваются налоговые льготы субъектам швейной, ювелирной, авиационной отрасли, а также освобождаются от НДС проекты по производству и поставке электробусов;
  • для отечественных производителей снижается налог с продаж с 2 до 1 процента;
  • упраздняются налоговые режимы на основе обязательного патента и налогового контракта (принцип справедливой налоговой нагрузки).

Как вы можете видеть, новая редакция направлена на поддержку отечественных производителей, создание эффективных инструментов для вывода отечественной продукции на зарубежные рынки, на защиту добросовестного бизнеса и вывод экономики из тени.

— Председатель правительства отвечает не только за экономический блок. Есть социальная сфера, образование, культура. Как обстоят дела в этой части жизни общества?

— Ну вот смотрите, сейчас идут горячие споры вокруг проекта закона об образовании. Архиважный, стратегический вопрос. От того, что мы сейчас примем, зависит будущее страны.

Министерство образования предлагает один вариант, гражданский сектор другой. Мы должны тщательно в этом разобраться и дать ход наиболее прогрессивному закону.

— Акылбек Усенбекович, вы совмещаете посты премьер-министра и руководителя администрации президента. Общеизвестно, обе должности подразумевают более чем большое влияние на что угодно и кого угодно. У вас голова не кружится от высоты?

 Голове кружиться просто некогда. Сейчас президент является главой исполнительной власти и перекидывать ответственность не на кого. Ведь мы первая страна в СНГ, которая отказалась от советской системы управления. Другие еще продолжают жить в той системе. Напомню, что тогда был ЦК Коммунистической партии и Совет министров. Далее по нисходящей, ЦК компартии союзных республик, обкомы, крайкомы, райкомы.

У нас президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти, то есть ответственен за все. Сейчас между президентом и народом нет подушки безопасности в виде правительства, как отдельной ветви власти.

Соответственно, нет и целой ветви бюрократии и сопутствующей ей волокиты. Иначе говоря, на порядок снизилось информационное сопротивление. Между принятием важных государственных решений и их воплощением в жизнь нет длительной паузы. То, на что раньше уходили месяцы, сегодня делается за часы. Это не только эффективно, но и возлагает огромную ответственность. Тут ошибаться нельзя и работы, конечно, невпроворот.

— Приступая к обязанностям главы кабмина вы взяли на себя определенные обязательства. Например, увеличение поступлений в бюджет почти вдвое. Откуда намерены брать деньги?

— Точно не от святого духа. Секрет прост, надо эффективно администрировать таможню и налоги и перестать воровать. Все деньги должны поступать в бюджет страны, а не в карманы отдельных высокопоставленных личностей.

— К этому стремились все прежние правительства и президенты...

— ...Я не хотел бы говорить о прошлом. Думаю, что три революции которые мы пережили, говорят сами за себя.

Давайте о настоящем. А в настоящем политическая воля Садыра Жапарова, грамотное использование инструментов макроэкономики, эффективная фискальная политика принесли в бюджет страны дополнительно более 30 миллиардов сомов. Благодаря этим деньгам мы увеличили пенсии, пособия, размеры заработной платы. Мы вовремя купили лекарства, вакцины, закрыли все долги перед врачами и по работе в опасных зонах. На эти цели у нас ушло 19 миллиардов сомов.

Более 7 миллиардов сомов ушло на укрепление обороноспособности государства. Впервые за 30 лет независимости наши военные и пограничники начали закупать технику за счет бюджетных средств. Этого, повторяю, никогда не было в новейшей истории Кыргызстана.

Но и не только политическая воля президента и макроэкономика. И искоренение коррупции в правоохранительных органах. Это воля вице-премьера по правоохранительному блоку Камчыбека Ташиева, воля генерального прокурора Курманкула Зулушева, воля министра МВД Улана Ниязбекова. Все перечисленные люди эффективно борются с порочной и глубоко укоренившейся практикой так называемого «крышевания бизнеса». Правоохранительный блок сейчас не крышует и не живет за счет бизнеса, а содействует, защищает его.

Не могу не отметить и экономический блок. Несмотря на очень амбициозные задачи, поставленные перед правительством, ответственные выполнили план на 100 процентов. Таможня в течение двух месяцев дополнительно собрала 1 миллиард 700 миллионов сомов. Налоговая служба перевыполнила план почти на 8 миллиардов сомов.

Так что нам есть чем отчитаться перед людьми и страной за эти сто дней.

— Сам себя не похвалишь?..

— Ни в коем случае. До лавров нам еще далеко. Да я их и не жду. Есть у меня основания полагать, что все будет с точностью до наоборот. Время покажет. Сейчас надо делать дело. Оправдывать доверие, возложенное руководством страны и народом, а дальше будь что будет.

Популярные новости
Бизнес