03:55
USD 89.01
EUR 94.71
RUB 0.94

Противоречивый и невнятный. Почему критикуют проект нового регламента парламента

В парламенте Кыргызстана приступили к обсуждению своего регламента. Некоторые нардепы уже раскритиковали документ.

По их мнению, проект сырой и противоречивый. Особенно в части, касающейся процедуры принятия законов, объявления импичмента президенту и внесения изменений в Конституцию.

Смущает законотворцев статья об отзыве мандата. Согласно регламенту, внести на рассмотрение палаты вопрос о досрочном прекращении полномочий проштрафившегося нардепа может только народный курултай. Но последний до сих пор не сформирован, как и нет закона о его правах и обязанностях.

Лыко да мочало — начинай сначала

Регламент работы Жогорку Кенеша должен быть четким, понятным и его статьи не могут допускать различных толкований. Так должно быть в теории.

Но на практике вышло, что при разработке проекта авторы многие детали упустили. В итоге получился документ, полный пробелов.

К примеру, не прописана норма, по которой депутатам-одномандатникам можно вступать во фракции. Воспользовавшись этим пробелом, 18 парламентариев, включая брата главы ГКНБ Камчыбека Ташиева Шайырбека и экс-пресс-секретаря сбежавшего в Минск Курманбека Бакиева Нурлана Шакиеева, оказались в рядах провластной фракции «Ата Журт Кыргызстан».

Расширение фракции за счет одномандатников не отвечает требованиям закона.

Однако лидер «Ата Журт Кыргызстан» Бакыт Торобаев так не считает. Он пояснил, что в регламенте указано: фракция не вправе включать в свой состав депутатов, прошедших от других партий. Вступившие же в «Ата Журт Кыргызстан» — самовыдвиженцы, не партии их делегировали для участия в гонке. Следовательно, никакого нарушения нет.

Узаконены депутатские группы. По новому регламенту нардепам, не согласным с политикой фракции, разрешается выходить из нее и создавать собственные объединения по интересам. При этом один и тот же человек не может быть членом нескольких групп.

В предложенной редакции есть положение, по которому лидер фракции или группы вправе, как указано, «воздействовать на депутата»: сеющий смуту нардеп будет исключен из состава.

Могут ли лидеры фракций и групп направлять представление о лишении бузотера еще и мандата, в регламенте не говорится.

Что касается в целом процедуры отзыва, как отметил парламентарий Исхак Масалиев, она нуждается не просто в редакционной доработке, а в переписывании.

«Разработчики, похоже, бежали вперед паровоза. Как можно возлагать ответственность на орган, которого нет», — недоумевает Исхак Масалиев.

Напомним, в обновленном варианте сказано, что представление об отзыве мандата утверждает своим решением Народный курултай. Хотя закона, регулирующего формирование и деятельность последнего, не существует. Зато в регламенте процедура прописана.

Согласно ей, после поступления решения курултая депутаты в течение 72 часов во внеочередном порядке рассматривают вопрос об образовании специальной депутатской комиссии.

Ее члены в срок не менее одного месяца изучают представление. При необходимости могут запрашивать дополнительные материалы, являющиеся основанием для отзыва депутатского мандата.

Окончательное решение принимается на пленарном заседании. Если за него проголосует большинство от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, то представление курултая считается удовлетворенным. Если парламент скажет нет, вопрос будет отклонен. При этом в регламенте не уточняется, может ли отзыв коснуться нардепа, прошедшего по партийному списку.

Все не так страшно

Депутат Дастан Бекешев уверен — норма об отзыве придумана специально, чтобы выдавить из Жогорку Кенеша народных избранников, осмелившихся противостоять президентской администрации. Но ряд экспертов полагают, что этот пункт носит формальный характер и работать не будет, а потому и бояться его не следует.

Аналитики напомнили: в случае отзыва члена фракции вакантный мандат переходит кандидату в партийном списке одного пола с выбывшим и набравшему приоритетное количество голосов.

Если же отзывают одномандатника, то в округе назначаются новые выборы. Но избирательная кампания стоит денег. Получается, что ЦИК ежегодно обязана закладывать расходы в госбюджет. При экономическом кризисе и растущих как на дрожжах ценах нескончаемый выборный цикл — непозволительная роскошь.

Эксперты заявляют — с такими исходными данными непопулярная норма останется лишь на бумаге.

В 1994 году Кыргызстане был принят Закон «О порядке отзыва депутата Законодательного собрания и депутата Собрания народных представителей ЖК КР», он просуществовал до 2006 года. Однако на практике никогда не применялся, и в итоге его признали утратившим силу.

Единственным весомым основанием для отзыва мандата юристы называют указанный в регламенте пункт о пропусках. Если парламентарий в течение 10 рабочих дней на протяжении одной сессии не является на работу без уважительной причины, то он лишается места в высшем законодательном органе страны.

Пропускать заседания можно только в следующих случаях:

  • болезнь;
  • отпуск по беременности и родам, в связи с усыновлением ребенка;
  • отпуск без сохранения заработной платы (по семейным обстоятельствам, в случаях регистрации брака, рождения ребенка, по уходу за ребенком, смерти близких родственников);
  • учебный отпуск, нахождение в командировке, участие по письменному приглашению в государственных церемониях и официальных приемах, семинарах, конференциях и других мероприятиях с разрешения руководства парламента;
  • транспортные препятствия, подтвержденные соответствующими документами;
  • поручение торага, его заместителей, соответствующих фракций или руководителей комитетов, комиссий;
  • участие на судебных заседаниях и в следственных действиях, в том числе арест и содержание под стражей;

Что еще?

Кроме непонятной нормы об отзыве мандата, парламентариям и экспертам не нравятся статьи о принятии некоторых законопроектов в четвертом чтении, внесение изменений в Конституцию (эти полномочия ЖК оставили. — Прим. 24.kg) и усложнение процедуры импичмента президенту.

Аналитики называют эти пункты слишком громоздкими и считают, что в том виде, в каком представлены в регламенте, работать они не будут.

К примеру, внесение поправок в Основной закон. Согласно регламенту, если депутаты задумают отредактировать некоторые положения Конституции, то им придется направить пакет изменений для изучения в Конституционный суд. Если последний даст отрицательное заключение, то предложения нардепов уйдут в корзину.

Такая же история и с объявлением импичмента. Оценку выдвинутым против главы государства обвинениям должна дать не только Генпрокуратура, но и Конституционный суд.

То есть отлучить президента от власти фактически невозможно.

Выросло и количество депутатов, которые должны проголосовать за отрешение от должности — две трети парламентариев. Раньше достаточно было большинства.

Еще одно новшество: для принятия поправок в Основной закон, конституционные законы и законы об изменении государственной границы вводится четвертое чтение.

В нем могут обсуждаться только части проекта документа, в которые были внесены редакционно-технические поправки в ходе третьего чтения. Не допускаются внесение изменений в проект закона и возвращение к обсуждению его в целом либо его отдельных глав. По итогам проводится голосование за проект. Документ, не принятый в четвертом чтении, считается отклоненным.

Исхак Масалиев считает, что это совершенно не нужный параграф, поскольку он полностью дублирует алгоритм рассмотрения в режиме третьего чтения. Прислушаются ли к этому замечанию остальные парламентарии — вопрос открытый.

Пока проект регламента находится на стадии обсуждения. Как будет выглядеть документ на выходе, неизвестно. Однако мало кто сомневается, что члены седьмого созыва будут так же бессовестно нарушать его нормы, как и их предшественники. Ручной парламент опирается на пожелания сверху и ими руководствуется при принятии решений, а не буквой закона.

Популярные новости
Бизнес