22:10
USD 69.74
EUR 79.24
RUB 1.05

Лишение неприкосновенности. Привлекут ли к ответственности Алмазбека Атамбаева?

Парламент в третьем чтении одобрил поправки в Закон «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики», которые предусматривают лишение экс-президента неприкосновенности. «За» высказались 111 парламентариев из 114 зарегистрированных.

Отметим, бывший глава государства лишается иммунитета с согласия Жогорку Кенеша за те деяния, которые совершил в период, когда руководил страной.

Если экс-президент преступил закон уже после того, как сложил полномочия, то будет отвечать так же, как любой другой гражданин.

Кроме того, в пакет поправок включена норма Акылбека Жапарова о том, что бывший глава государства лишается неприкосновенности и прочих привилегий, если он остается в большой политике и претендует на государственные должности. Закон ушел на подпись Сооронбаю Жээнбекову.

24.kg поинтересовалось у экспертов и народных избранников: привлекут ли к уголовной ответственности Алмазбека Атамбаева, если президент одобрит документ, или принятые нормы коснутся уже последующих президентов?

Зайнидин Курманов, профессор, эксперт по парламентаризму:

из интернета
Фото из интернета. Экс-спикер парламента, эксперт Зайнидин Курманов

— Закон обратной силы не имеет. То есть если бы депутаты поддержали поправки, предложенные Исхаком Масалиевым, согласно которым 12-я статья обсуждаемого документа упраздняется и закон приводится в соответствие с Конституцией, то их действия распространялись бы и на Алмазбека Атамбаева, и на Розу Отунбаеву.

Народные избранники усложнили процедуру, приняв видоизмененный вариант концепции законопроекта. Теперь лишать экс-глав государства иммунитета можно будет только через импичмент.

Зайнидин Курманов

Если Генпрокуратура найдет в действиях того же Алмазбека Атамбаева на период его президентства состав преступления, то генпрокурору придется обратиться к депутатам, те должны дать согласие на привлечение его к уголовной ответственности.

Но тут кроется «вилка». То есть на момент, когда Алмазбек Атамбаев был руководителем страны, действовала 12-я статья. Она и сейчас есть в законе, только дополнена поправками. По ним Алмазбек Атамбаев за те деяния, которые он, вероятно, совершил на момент пребывания на посту президента, отвечать не будет. Вот если он сейчас совершит противоправное действие, то будет привлечен, как рядовой гражданин, на общих основаниях.

А так у него неприкосновенность. Эти поправки коснутся Сооронбая Жээнбекова и последующих президентов. Но не будем забывать о норме, предложенной Акылбеком Жапаровым. Если экс-президент начинает активно заниматься политикой, претендует на государственные должности, тогда он автоматически лишается не только иммунитета, но и всех привилегий.

Если Алмазбек Атамбаев продолжит политическую деятельность, то согласие парламента и представление Генпрокуратуры на то, чтобы предъявить ему обвинение, не потребуются.

Зайнидин Курманов

Исхак Масалиев, депутат Жогорку Кенеша:

из интернета
Фото из интернета. Депутат парламентской фракции «Онугуу-Прогресс» Исхак Масалиев

— И Алмазбека Атамбаева, и Розу Отунбаеву можно будет привлечь к уголовной ответственности только с согласия Жогорку Кенеша. На них принятые поправки распространяются в любом случае, поскольку мой коллега Курманкул Зулушев в последний момент внес норму, по которой уже видоизмененная статья 12 закона действует с 2007 года. Но усложнена сама процедура.

По существу, депутаты приравняли статус экс-президента к статусу действующего главы государства. Это неправильно и противоречит Конституции.

Исхак Масалиев

Поэтому я и проголосовал против. Что касается нормы Акылбека Жапарова, то она, как и другие изменения, вступит в силу с момента подписания проекта закона.

То есть если правоохранительные органы сочтут нужным привлечь к уголовной ответственности того же Атамбаева, никакого разрешения Жогорку Кенеша им не потребуется.

Бакыт Торобаев, лидер парламентской фракции «Онугуу-Прогресс»:

из интернета
Фото из интернета. Лидер парламентской фракции «Онугуу-Прогресс» Бакыт Торобаев

— А почему не должны они распространяться? Да, изменилось содержание поправок, но не срок начала их действия.

То есть если в деятельности экс-президентов Алмазбека Атамбаева и Розы Отунбаевой Генпрокуратура нашла состав преступления именно на период исполнения ими президентских обязанностей, то с согласия парламента они иммунитета лишаются.

Если по одной из норм, принятых парламентом, экс-главы баллотируются по списку партии в Жогорку Кенеш или назначаются на правительственные должности, то никакой неприкосновенностью с этого момента они больше не обладают.

Аида Салянова, экс-министр юстиции:

из интернета
Фото из интернета. Экс-министр юстиции Аида Салянова

— Я считаю, что этого закона вообще не должно было быть. В итоге произошла путаница. По Конституции у экс-президента нет неприкосновенности. Следовательно, нужно было статью 12 просто убрать, без всяких поправок и изменений. Но Конституционная палата дала свою трактовку, и парламент ее поддержал, поскольку решение КП КР окончательное и обжалованию не подлежит. Теперь экс-президент получает абсолютный иммунитет. Закон обратной силы не имеет. То есть привлечь его к уголовной ответственности за противоправные деяния без одобрения Жогорку Кенеша не получится.

Омурбек Текебаев, лидер политической партии «Ата Мекен»:

(24.kg получило комментарий политика через экс-вице-спикера парламента Кубанычбека Исабекова.)

из интернета
Фото из интернета. Лидер политической партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев

— Я согласен с тем, что неприкосновенности у экс-президента быть не должно, поскольку она не прописана в Конституции. Но и здесь я хочу особо подчеркнуть: парламент, приняв в третьем чтении этот пакет поправок, поддержал изменение, нарушающее основополагающие принципы Конституции.

В нем говорится, что экс-президенту запрещается заниматься политической деятельностью, в противном случае он лишается статуса, которому сопутствует и неприкосновенность. Но подобное изменение вступает в противоречие с главным документом страны.

И меня удивляет, что депутаты так произвольно и легкомысленно обращаются со статьями Конституции.

Омурбек Текебаев

Статусом экс-президента наделяются все бывшие главы государства, причем без всяких условий. Исключение составляют только те, которые были отрешены от должности в порядке, установленном статьей 67 Конституции. В отношении экс-президента в Конституции имеется только одно ограничение: один и тот же человек не может вторично баллотироваться на пост лидера страны.

Любая попытка ограничить деятельность экс-президента как гражданина Кыргызстана противоречит принципам Конституции.

Омурбек Текебаев

Более того, нет четкого определения — каким именно видом политической деятельности нельзя заниматься бывшему президенту, чтобы не лишиться статуса «экс». Политическая деятельность предполагает вмешательство человека или группы во властные отношения с целью достижения определенной цели; это вид активности, направленный на изменение или сохранение существующих политических отношений. Но она чрезвычайно разнообразна: практическая и теоретическая, рациональная и иррациональная.

Сейчас Роза Отунбаева занимается общественно значимыми проектами, в частности, проблемами мигрантов. Она дает свои рекомендации правительству, оценивает социально-экономическую ситуацию и деятельность самого кабмина. Все это подходит под определение политической деятельности. При таком ресурсе, я бы сказал, как национальное богатство, как опыт экс-президента в лице Розы Отунбаевой, нерационально и непростительно не использовать его.

Конечно, Алмазбек Атамбаев для меня нехороший человек, но из-за него мы не должны ущемлять конституционные права граждан и поступаться принципами Основного закона.

Омурбек Текебаев

Это выглядит банальным политическим преследованием, что недопустимо.

Популярные новости
Бизнес