12:32
+17
USD 68.58
EUR 80.93
RUB 1.19
Общество

«Разогнать УПМ, доносить на водителей». Как сократить количество ДТП?

Страшная автокатастрофа, в которой погиб вице-премьер-министр, а также его водитель и помощник, еще долго будет на слуху у кыргызстанцев.

Не успел...

И связано это в том числе с одним из последних поручений Темира Джумакадырова: в месячный срок принять неотложные меры по снижению количества ДТП в стране.

Вице-премьер отмечал высокий уровень количества дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом и предупреждал, что руководители государственных органов будут нести персональную ответственность за халатное отношение и несвоевременную реализацию Плана мероприятий по реформе системы дорожной безопасности.

Верил ли он сам в исполнение поставленной задачи?

Если бы я в это не верил, то не ставил бы такую задачу. Я в это верю. Другой вопрос: как справятся с ней правоохранительные органы? Если через месяц задача не будет решена, то соответствующие меры будут приняты в отношении руководителей, и они об этом знают.

Темир Джумакадыров

Спросить об исполнении своего поручения он, к сожалению, не успел. Возможно, эта трагическая смерть заставит власти принять более жесткие и более действенные меры.

Череда смертельных аварий

Поручение давалось 12 сентября 2017 года. ИА «24.kg» подготовило подборку ДТП, произошедших в республике за это время, в которых погибло сразу несколько человек

15 сентября. Шесть человек погибли в ДТП в Джалал-Абадской области. На 480-м километре дороги Бишкек — Ош столкнулись три автомобиля — «Ауди-100 С4», «Ауди-100» и «Хундай Портер». В результате пять человек, находившихся в «Ауди-100», погибли на месте, еще один скончался в больнице.

17 сентября. Несовершеннолетний водитель без разрешения отца взял автомашину и поехал на свадьбу. На 112-м километре автодороги Сары-Таш — Карамык 17-летний юноша не справился с управлением, и машина марки Lexus RX-300 перевернулась. В результате ДТП погибли две девочки, еще две пострадали.

28 сентября. На 596-м километре автодороги Бишкек — Ош столкнулись автомобили «Хонда Фит» и ВАЗ-2199. Погибли три человека.

1 октября. Вблизи города Чолпон-Аты автомобиль марки «Мерседес Бенц» врезался в машину скорой помощи, где находились четыре человека. Удар был такой силы, что машина «скорой» перевернулась два раза. Все находящиеся в ней — водитель, фельдшер, беременная женщина и ее родственница — погибли. За рулем «Мерседеса» находилась пьяная девушка.

3 октября. На объездной дороге 23-летний водитель «Субару» выехал на встречную полосу и совершил столкновение с Hyundai Porter. В результате водитель грузовика и его пятилетняя дочь погибли, жену доставили в территориальную больницу. Водитель «Субару» был пьян.

8 октября. На 423-м километре дороги Бишкек — Ош в ДТП столкнулись бензовоз «Вольво» и легковушка «Хонда Фит». В результате столкновения пассажиры легкового авто — двое мужчин и три женщины — погибли на месте. По предварительным данным, они были членами одной семьи.

Статистика неумолимо растет

За 8 месяцев 2017 года на территории республики зарегистрировано 3 тысячи 904 дорожно-транспортных происшествия. Это на 8,1 процента больше, чем за аналогичный период 2016-го.

За это время на дорогах в Кыргызстане погибли 504 человека и пострадали 6 тысяч 909.

Чаще всего водители превышают скоростной режим движения, нарушают правила проезда перекрестков, обгона и маневрирования, выезжают на встречную полосу движения, а также не соблюдают требования дорожных знаков, правил остановки и стоянки, не пристегивают ремни безопасности. Больше 7 тысяч человек управляли транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Кто виноват и что делать

«Уволить всех сотрудников ГАИ и набрать новых. Иначе никак. Они не работают, а если работают — то на свой карман по большей части. Штрафуют избирательно, — считает депутат парламента Дастан Бекешев. — Конечно, среди тех, кто стоит на дорогах, есть и добросовестные. Если дерево начало гнить, его надо убирать целиком».

«Этим надо заняться после выборов. Сейчас это может вызвать массовый ажиотаж. Причем очень резко заняться. За три месяца набрать ребят, которые могут выполнить определенный физический норматив, умеют стрелять, водить машину. Обучить их элементарным навыкам, правилам ареста, задержания. Это не должны быть обязательно сотрудники УПМ или выпускники Академии МВД. У нас, к примеру, очень много юристов дипломированных. И в течение трех месяцев готовить документы на увольнение действующих сотрудников УПМ», — поделился нардеп своим мнением с ИА «24.kg».

«Новые специалисты должны быть снабжены видеокамерами и не отключать их. Если выключили — то ни предупреждения, ни штрафа, а сразу увольнение», — добавил он.

Нужна какая-то очень сильная, серьезная встряска. А она произойдет только тогда, когда каждый друг за другом будет следить, когда общество начнет само себя контролировать.

Дастан Бекешев

«Гражданам надо предоставить право записывать на видео нарушения ПДД, отправлять гаишникам и с этого получать определенный процент. Это должно быть так: каждый устанавливает у себя программу, регистрируется в системе ДПС. Зафиксировал нарушение? Отправил. Все это работает в режиме онлайн. Как только человеку вынесен штраф за нарушение, донесший на него получает, допустим, 10 процентов от штрафа на счет», — пояснил Дастан Бекешев.

«Нужно поощрять граждан и за сообщения о нарушениях самими сотрудниками патрульной милиции. Систему нужно в корне поменять. Обычно на сотрудников ДПС жалуются, а тем выносят только предупреждения или выговор. Но ко всем должно быть равное отношение. Пока мы этого не сделаем, ничего не изменится. Человек видит, как его сосед нарушает правила, как чиновник или банкир гоняет, на работу спешит, и думает, а чем он хуже. Если будет просто болтология о создании плана мер, рабочей группы, люди так и будут погибать», — добавил он.

Когда в 2014 году мы увеличивали штрафы за нарушение ПДД, была четкая договоренность с правительством, что делаем это не просто так, а на внедрение проекта «Безопасный город».

Дастан Бекешев

«Но получилось так, что мы штраф повысили, а правительство свою часть не выполнило. Пока камеры не поставят, повышать штрафы абсолютно бессмысленно: деньги из кармана одних граждан потекут в другие карманы, коррупции будет очень много. Законы хорошие есть и сейчас, с ними жить можно, вопрос — в исполнительской части, надо еще, чтобы правительство работало», — подчеркнул нардеп.

НЕбезопасный город

«Уменьшение числа жертв и пострадавших на дорогах не только от ГУПМ зависит, тут комплекс мер нужен, — сказал ИА «24.kg» заместитель начальника Главного управления патрульной милиции МВД КР Ыманалы Саркулов. — Мы должны учесть пять компонентов, которые непосредственно влияют на состояние аварийности на дорогах».

«Первое. Дисциплинированность водителей. Подготовка должна быть на должном уровне, чтобы после получения прав граждане ездили дисциплинированно, знали, как вести себя в экстренных ситуациях и как оказать первичную медицинскую помощь. К сожалению, мы этого сейчас не имеем. Как и второго компонента — идеальной инфраструктуры, начиная от дорожного покрытия, тротуаров, обочин, наружного освещения и заканчивая знаками, разметкой», — констатировал он.

«В-третьих, мы должны с детских садов воспитывать всех членов нашего общества, чтобы они знали, как вести себя на дорогах. Мать с двумя детьми, к примеру, переходит дорогу не на переходе, а где попало, подвергая при этом опасности не только себя, но и детей. Поэтому мы не получаем воспитанное поколение», — добавил он.

«Четвертое. Залогом безопасности может быть только технически исправный транспорт. Техническое состояние имеет большое значения для предотвращения ДТП, начиная с колес, тормозной системы и рулевого управления. К сожалению, сегодня этот вопрос пущен на самотек, государственного контроля нет, каждый отвечает сам за себя», — посетовал Ыманалы Саркулов.

Кстати, техосмотр отменил Омурбек Бабанов в бытность премьер-министром. Часть граждан считают это минусом, другие, напротив, не видят разницы. Поскольку техосмотр как таковой не проводился, а только взимались деньги с владельцев авто.

«Ну и последний компонент — налаженная работа всех госорганов, в том числе и ГУПМ. Должны работать кристально чистые сотрудники, знающие свои обязанности. То же самое касается Минтранса; ГРС (где принимают экзамены); Минобразования (которое выдает лицензию автошколам на подготовку водителей). Это все в комплексе может дать хороший результат. Перекладывание же друг на друга ответственности ничего не изменит», — отметил замначальника ГУПМ.

На вопрос, когда же в стране, наконец, смогут сократить количество ДТП и жертв, Ыманалы Саркулов ответил: «Когда заработает система автоматической фиксации нарушений ПДД. Не говорю, что наши водители не знают правил дорожного движения, они, зная, нарушают, пренебрегают элементарными правилами. Потому что знают: останутся безнаказанными. А когда на каждом шагу их будут контролировать, они станут более дисциплинированными».

Когда установят камеры, пока неизвестно...

Популярные новости
Бизнес