17:38
USD 87.86
EUR 93.94
RUB 1.00

Цифровизация, выматывающая нервы. Как отчеты чиновников не соответствуют реалиям

Курс на цифровизацию Кыргызстан взял несколько лет назад. Миллионы сомов бюджетных и грантовых средств потрачены на то, чтобы перевести в онлайн взаимоотношения государства и граждан.

В отчетах и речах чиновников все хорошо. А на деле кыргызстанцы каждый день вспоминают эту самую цифровизацию не самыми добрыми словами.

Больше всех все «прелести» цифровизации ощущает на себе бизнес. Кабмин вводит все новые и новые услуги. Но легче от этого жизнь не становится. Скорее, наоборот, предприниматели с содроганием думают о том, какие еще круги ада им предстоит пройти.

Комфорта нет и не будет

Вот уже несколько лет поднимается вопрос о том, что кыргызстанцы не знают о введенных против них запретах на выезд. Получить такой «флажок» можно, например, не выплатив небольшой штраф за нарушение ПДД. Так случилось с пользователем Kalybek Imashev. Он собирался вылетать за границу из аэропорта «Манас». Уже прошел регистрацию и сдал багаж. Проблемы начались при прохождении пограничного контроля.

И тут мне пограничник заявляет, что на меня наложен запрет на вылет из КР.

Калыбек Имашев 

Мужчину сняли с рейса. Потраченные на билеты деньги, конечно, никто не вернул. При этом никаких деталей о причине запрета ему не сообщили. Как не дали и возможности погасить штраф на месте и спокойно вылететь по делам.

Оказалось, что два года назад он нарушил ПДД. Письма о взыскании штрафа направляли по адресу, по которому человек не проживал уже семь лет. При этом он проверял перед покупкой авиабилетов на сайте судебных исполнителей и ГРС, есть ли запреты. Там не было данных.

Оказалось, что базы просто не обновлены и не отражают старые штрафы.

Думаете, история единичная? Отнюдь. С подобной ситуацией кыргызстанцы сталкиваются довольно часто. И не первый год. Но ничего не меняется.

«Был свидетелем подобного случая в 2019-м, когда одному знакомому члену делегации отказали из-за незначительного штрафа. Был уверен, что с того времени исправили систему, а нет, оказывается», — рассказал еще один пользователь соцсетей.

В сентябре 2022 года депутат Бахридин Шабазов потребовал установить в аэропортах терминалы для оплаты штрафов.

Заместитель главы Госагентства гражданской авиации Тимур Аскаров признал проблему. Однако, по его словам, ведомству об этом стало известно только недавно.

«Проверить информацию о наличии запрета на выезд простому человеку очень сложно. Этими сведениями владеет только Пограничная служба. Мы услышали об этом недавно и этим вопросом занимаемся. Конкретики пока нет. Все личные данные конфиденциальны и находятся в ведении Погранслужбы», — сказал Тимур Аскаров.

Прошло два месяца. Никаких подвижек по-прежнему нет. Вопрос снова подняли в стенах парламента. Заговорил об этом депутат Суйунбек Омурзаков, обращаясь к зампредседателя Нацбанка Кайыпу Куленбекову. Тот пообещал рассмотреть вопрос совместно с другими ведомствами.

И все. Опять тишина. Вот где, казалось бы, пригодилась та самая цифровизация. Но нет, чиновникам нет до этого дела. Не для того они носятся с модным словом, чтобы действительно облегчать людям жизнь.

Как совладать с Налоговой

Впереди планеты всей по уровню цифровизации и внедрения автоматизированных систем в Кыргызстане шагает Налоговая служба. На сегодня практически все ее системы перешли в онлайн, в том числе и сдача отчетов. Думаете, бухгалтеры вздохнули спокойно, ведь не надо стоять в очередях? Наоборот.

Многие из них просто увольняются, потому что сдают нервы в попытке отправить вовремя отчеты через автоматизированные системы Налоговой службы.

Предприниматели сообщили 24.kg, что сервисы ведомства по формированию электронных счетов-фактур и сдаче отчетности периодически не работают. По их словам, такая история повторяется каждый месяц, когда подходит срок предоставления отчетов. Сайты НС просто не выдерживают нагрузки и начинают «виснуть». Бухгалтеры тратят несколько дней, чтобы сдать вовремя отчет и не получить штраф.

«В техподдержке госучреждения «Салык сервис» нам говорят, что проверяют работу сервиса, но ничего от этого не меняется. Зачем такая цифровизация, если от нее бизнесу больше проблем?» — возмутились читатели.

В Telegram-канале, куда предприниматели могут обращаться за помощью при проблемах с сервисами Налоговой службы, уже десятки сообщений. Они даже предлагают составить коллективную жалобу и подать иск в суд из-за неработающих сервисов.

Внедрение возможности получить и оплатить электронный патент удаленно тоже не работает в пользу граждан.

Понятной пошаговой инструкции, как правильно оплачивать электронный патент, просто нет. Хотя в процессе столько подводных камней, что люди частенько совершают ошибки, а говорит о них Налоговая уже после. Служба запустила возможность платить за документ через электронный кошелек, но не рассказала, как это правильно делать.

Если зайти в раздел «Добровольный патент», ввести там ИНН и оплатить, то деньги со счета спишутся. Но оплата электронного патента не пройдет.

При этом неправильно перечисленные деньги при оплате патента вам вряд ли вернут.

Оказывается, при оплате патента через кошелек нужно выбирать раздел «Электронный патент», а не добровольный. Как об этом догадаться? Никак! Никого о таких причудах не предупреждают. У человека есть только три дня, чтобы приехать (!) в Налоговую и написать заявление о возврате неверно перечисленных средств.

На элементарное средств нет

Чиновники любят отчитываться в том, сколько государственных органов подключилось к системе «Тундук». Об этом говорят как о главном достижении цифровизации. Но реалии таковы, что эта пресловутая цифровизация пока всем только усложняет работу и жизнь.

Центру экстренной медицины не выделили средства на обновление автоматизированной системы управления (АСУ).

Систему внедрили 3,5 года назад. За это время многие ее компоненты устарели, смартфоны пришли в негодность. Как итог данные о вызовах перестали поступать врачам автоматически. От этого страдает оперативность скорой. Но нет, чьи-то спасенные жизни не повод вложить средства именно в эту систему.

Еще один пример. Предприниматели продолжают жаловаться на плохую работу сервисов все той же Налоговой службы. Они работают почти два года. Уже точно можно было наладить процессы и сделать так, чтобы системы не «зависали» при большом наплыве посетителей.

Что делают в Кыргызстане? Правильно: вместо доведения до ума существующих систем внедряют новые. С 2023-го в стране внедряется электронная товаросопроводительная накладная.

Вот и вся цифровизация. Она красива только в отчетах чиновников, а на деле не несет в себе никакого практического смысла.

Популярные новости
Бизнес