09:23
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96

Проблемы с общественным транспортом. Сколько нам ждать новых автобусов

Фото мэрии Бишкека. Максат Нусувалиев

На прошлой неделе Жогорку Кенеш окончательно ратифицировал грантово-кредитное соглашение с Азиатским банком развития на приобретение 120 электробусов. Ранее был заключен контракт на поставку автобусов по проекту ЕБРР, из городского бюджета на покупку транспорта выделили 1 миллиард сомов.

Когда новая техника появится на улицах города, будут ли покупать троллейбусы и вводить безналичную оплату проезда, 24.kg рассказал директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максат Нусувалиев.

— На какой стадии сейчас покупка автобусов и электробусов?

— По линии ЕБРР в два этапа будет приобретено 250 автобусов. Первый этап уже завершен, договор заключен. Ожидаем их поступление в январе-феврале.

Проведены соответствующие процедуры и по покупке техники за счета городского бюджета. Контракт заключен, первые поставки ожидаем в конце ноября.

Что касается электробусов. На прошлой неделе Жогорку Кенеш ратифицировал соглашение с Азиатским банком развития. Все процедуры, касающиеся тендерных моментов, сейчас на финальной стадии. Комиссия должна подвести итоги конкурса, определить победителя, и потом будет заключен контракт. Срок поставки — 12 месяцев, но мы прорабатываем вопрос максимального ускорения. Ожидаем, что первые электробусы могут прибыть в страну в течение четырех месяцев после подписания контракта. Отмечу, что тендеры проводятся по правилам АБР.

— Троллейбусы покупать будете?

— Сейчас начали прорабатывать вопрос с ЕБРР о покупке 100 троллейбусов. Но пока это только стадия переговоров.

В этом году Бишкекское троллейбусное управление за счет собственных средств отремонтировало пять троллейбусов.

Это большие средства, так как запчасти очень дорогие. Кроме того, отремонтировали здание управления и ДЕПО, некоторых ремонтных зон, моек.

Сейчас планируем провести 7 километров троллейбусных линий по бульвару Махатмы Ганди от проспекта Жибек Жолу до жилмассива «Колмо».

Из бюджета средств на это не берем, БТУ изыскивает собственные.

— А с маршрутками что? Недавно создано новое предприятие «Управление пассажирских перевозок», которому переданы некоторые линии. Мэрия будет закупать собственные бусы или предприятие выступает в роли управляющей компании?

— Это муниципальное предприятие создано на основании приказа мэра Бишкека для улучшения работы общественного транспорта, включая маршрутки.

С 2013 года ни одна фирма, а в Бишкеке 38 перевозчиков, не оплачивает в бюджет столицы ни копейки за использование маршрутных линий. Хотя компании с каждого бусика взимают как минимум 2-2,5 тысячи в месяц. Это ни для кого не секрет. В Бишкеке около 1 тысячи 800 микроавтобусов.

Даже если посчитать по минимуму, получается 3,6 миллиона сомов в месяц. Эти деньги уходят в частные руки.

Департамент транспорта в корне с этим не согласен. Мы поддерживаем мнение мэра, что муниципалитет должен от этой деятельности зарабатывать, поэтому было создано МП «Управление пассажирских перевозок». Что сделано? МП установило единый тариф для всех микроавтобусов вне зависимости от маршрута — 1,2 тысячи сомов. Мы получили одобрение Антимонопольной службы. Все деньги уходят в бюджет города. За два месяца с момента создания управления в него перешли всего 609 водителей микроавтобусов.

Сейчас предприятие приносит ежемесячно около 730 тысяч сомов. Это только начало. Уже с нового года, планируем, будет зарабатывать по миллиону сомов.

Максат Нусувалиев

— Не получится ли так, что, создав управление и начав зарабатывать на маршрутках, муниципалитет пересмотрит приоритеты и откажется от вектора на закупку больших автобусов?

— Нет. Мэрия в любом случае четко понимает, что для обслуживания горожан нужен только крупногабаритный транспорт: автобусы, троллейбусы, электробусы. От этого курса отклоняться не будем. Микроавтобусы берем для упорядочения их деятельности, чтобы не было разных сговоров, забастовок, транспортных коллапсов, как это было в 2019 году.

С приходом крупногабаритного муниципального транспорта практически все маршруты микроавтобусов будут пересмотрены.

— Водители к вам переходят добровольно или муниципалитет будет отбирать линии?

— По-разному. Одни переходят сами. Где-то, если фирма-перевозчик является грубым нарушителем, мы расторгаем договор и передаем линии с микроавтобусами в муниципальное предприятие. Но чтобы просто, без всяких причин, отбирать маршруты — такого нет. Всего с момента создания МП к нему перешли 22 линии, а их всего 101.

Популярные новости
Бизнес