22:11
USD 88.21
EUR 95.66
RUB 0.97

Нет культуры зрителей и поддержки властей. Артист балета о своей работе

Большинство детей приходят в балет в возрасте от четырех до восьми лет. Но начинать занятия можно и раньше: в подготовительные классы ребенка могут взять уже в три года. В таком юном возрасте будущие танцоры начинают приобщаться к искусству, учатся владеть телом и двигаться под музыку.

Однако артист Театра оперы и балета Тилек Кийизбаев пришел в профессию в 14 лет. Возраст не помешал ему добиться успеха и танцевать ведущие партии.

В интервью 24.kg он рассказал о своем становлении и о том, поддерживает ли государство артистов балета.

из личного архива
Фото из личного архива. Тилек Кийизбаев
— Почему вы решили пойти в балет?

— Нельзя сказать, что это было мое решение. В 13 лет меня спросили, хочу ли танцевать в ансамбле «Таберик», я согласился вместе с сестрой. Через полгода мой педагог сказал, что в Бишкекском хореографическом училище идет набор студентов и посоветовал испытать свои силы. Вот так и начал учиться там, занимался балетом. Мои родители тоже из этой сферы. Отец — окончил хореографическое училище, мама — танцевала в студии при Национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова.

Родители сказали, что балет — это колоссальный труд и адская работа. Если выдержу и смогу, то можно идти, если нет — то лучше не браться.

— Как вы оказались в Театре оперы и балета?

— На начальных курсах в БХУ у нас была практика. Студентов отправляли либо в Театр оперы и балета, либо в филармонию (ансамбль танца). Мне предложили последний вариант и сказали, что буду исполнять народные танцы, я согласился.

Однажды главный балетмейстер Театра оперы и балета предложил перейти к ним, потому что там была нехватка кадров. Он сказал, что я смогу неплохо исполнять балетные номера. Конечно, сразу не предвещали беззаботного будущего и главные партии, но тем не менее...

— Но теперь вы танцуете ведущие роли. Как удалось этого добиться?

— К этому шел очень долго, это нелегко. Когда впервые попал в театр, меня поставили в качестве артиста кордебалета. В течение года постепенно начали давать сольные выступления. У нас они называются корифейные партии.

Мелкими шагами начал расти и дорос до нынешнего момента, что танцую только главные партии. Путь был тяжелый и сложный. Помимо злых языков и неприятных разговоров за спиной, влияла и нагрузка. Когда танцуешь кордебалетные номера, то это не кажется тебе сложным, ведь туда берут многих артистов, неважно с какими данными. Однако для сольных спектаклей нужна хорошая физическая подготовка.

— Как можете оценить состояние культуры в Кыргызстане? Чего не хватает?

— Наш менталитет и сам народ немного отстают в этом отношении. Последние два году я вижу, что люди начали интересоваться искусством и в целом балетом. К нам ходят не только взрослые, но и молодежь, это радует. Но все же народ надо воспитывать. Элементарно, когда зрители приходят в театр, то ведут себя неприлично. Во-первых, опаздывать нельзя, после третьего звонка посетителей никогда не впускали, сейчас делают исключения. Когда идет представление, из зала выходить нельзя. Эти моменты очень обижают нас. Это же уважение народа к артистам и представлению.

Приносить еду и есть во время выступления в зале — это сверхнаглость.

Тилек Кийизбаев

В целом не хватает воспитания. Культура у нас в наследии, есть свои постановки, спектакли, композиторы, балетмейстеры, огромная плеяда деятелей искусства, которые держат планку на хорошем уровне. Но вся остальная часть нашей страны весьма необразованна в этом плане. Считаю, что нужно воспитывать людей и начинать это делать со школьной скамьи.

— Поддерживает ли государство артистов балета?

— Поддерживает, но не на том уровне, на котором бы хотелось. Во времена Алмазбека Атамбаева для артистов были определенные стипендии. Они помогали нам, на эту сумму можно было спокойно жить. Если сравнить наши зарплаты и зарплаты артистов других театров, то мы находимся на очень низком уровне. Этот вопрос не раз поднимали. В 2022 году обещали повысить оплату.

Отмечу также балловую систему. Во многих храмах искусства ее ввели, а у нас до сих пор нет. Наши артисты живут на чистом окладе. Неважно сколько спектаклей отыграл, сколько пропустил, есть определенная сумма в месяц. Думаю, что это неправильно. С одной стороны, это не стимулирует некоторых артистов, которые могли бы танцевать главные партии. Все знают, что они получают равную зарплату, многие могут взять больничный и не выйти на работу.

Было бы хорошо, если бы государство отмечало артистов и обращало внимание на работников культуры.

Тилек Кийизбаев

— Как вы видите свою карьеру через десять лет?

— Тогда уже будет закат моей карьеры. Надеюсь, что перейду в балетмейстерскую деятельность, буду ставить спектакли, постараюсь обогатить наш репертуар, потому что он довольно скудный. Хочется новых постановок и ролей. Это стимулирует, когда есть новые проекты, ведь прикоснуться к чему-то новому всегда хорошо. К сожалению, сейчас это все встало, нехватка кадров, поддержки. Чтобы поставить один спектакль нужно немало сил и денег.

Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Поэтому хочу стать народным артистом, главным балетмейстером в театре. Может, это громко сказано, но, когда ты ставишь цели и доходишь до мечты, это дорогого стоит.

Популярные новости
Бизнес