01:07
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91

Развитие госязыка. Когда школьники будут говорить на уровне В1?

«Не больница, а бейтапкана», — поправила своего собеседника бишкекчанка Мария Вавилова. Она искренне не понимает, зачем люди смешивают два языка, когда можно говорить чисто и грамотно на каждом из них. Но проблема, по ее словам, в доступности хорошей методики преподавания и адекватных курсов по изучению кыргызского, а также в нежелании самих граждан учить языки.

Где учиться?

Казалось бы, в стране, где язык, не важно какой (будь это официальный, государственный или один из иностранных), преподают 10-11 лет в школах, а потом и несколько лет в высших учебных заведениях, все молодые люди должны быть полиглотами. По факту же выпускники отечественных школ зачастую и двух слов на неродном языке связать не могут. Хотя о многоязычном образовании в Кыргызстане говорят давно.

34-летняя Мария Вавилова училась в беловодской школе. «Любимыми предметами у меня были физкультура и кыргызский. Но после поступления в столичный университет и, прожив в Бишкеке 17 лет, я напрочь забыла язык. Здесь абсолютно не было практики, городские жители больше говорили на русском. Недавно пошла на курсы (найти их оказалось не просто) и стала понемногу вспоминать. Сейчас практикую в общественных местах — магазинах, поликлинике, на автозаправке. Интересно наблюдать за реакцией людей, когда говоришь с ними на госязыке», — рассказала она в беседе с 24.kg.

«У меня двое детей-школьников, и мне обидно, что в нашем государстве ребята до сих пор учатся по тем учебникам, по которым когда-то учились мы. Развития в этой сфере нет, хотя это госязык. Мне бы очень не хотелось уезжать из страны. И все новшества, связанные с развитием госязыка, я только поддерживаю. Своим детям я спуску не даю, они учат дополнительно английский, французский, турецкий языки. Но кыргызский — на первой ступени важности», — добавила Мария Вавилова.

Она считает, что методику преподавания языка в школах нужно менять, а начинать знакомство с кыргызским — с детского сада. «Я обучалась по авторской методике Гульмиры Дюшеевой («Кылым карыткан тил А1») три месяца и теперь могу говорить на бытовом уровне. А школьники после 10 лет обучения не могут. Почему? Причем в начальной школе начинают не с алфавита, а с заучивания стихов. Но нужно же понимать суть, а не просто что-то заучивать ради оценки», — посетовала бишкекчанка.

Сложно и непонятно

О проблемах отсутствия качественных учебников и понятной методики преподавания говорят и сами педагоги.

Завуч по начальной школе в селе Сокулук Замира Бекташова считает необходимым полностью пересмотреть школьную программу. По ее словам, многие темы сложно даются детям, нет системности.

«По нашей программе невозможно учить кыргызский, фонетика должна изучаться в начальной школе, а у нас ее преподают в 11-м классе! Зачем выпускнику школы изучать это?» — посетовала педагог.

«Я сама веду предмет «кыргызский язык» в русских классах и написала книгу «Быстрое изучение кыргызского языка». В прошлом году издала, в Минобразования одобрили, но разрешения на использование в школах у меня нет, поэтому веду занятия по своей методике только на курсах. Русскоязычные активно берут учебные пособия и начинают в скором времени говорить», — отметила Замира Бекташова.

Странная логика

О переходе на уровневую программу по изучению как государственного, так и официального и иностранного языков Министерство образования КР заявило несколько лет назад.

«На начальном этапе, когда стали обучать государственному языку, у нас была, надо признать, неэффективная методика, которая сводилась в основном к запоминанию и пересказам текстов и правил. Ребенок не осваивал язык и не мог овладеть речевыми навыками», — оправдывались чиновники.

Уже с 2017-го уровень владения государственным языком у выпускников школ с другими языками обучения должен был соответствовать уровню В1, у выпускников начального, среднего профессионального и высшего образования — на уровне В2.

По крайней мере, так гласит Нацпрограмма развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызстане на 2014-2020 годы.

На практике же все намного грустнее и совсем не логично. По новым стандартам госязык изучают только 5-6-е классы, для остальных еще не издали учебники. Об этом 24.kg сообщил главный научный сотрудник лаборатории госязыка Кыргызской академии образования (КАО) Сулайман Рысбаев.

По его словам, уровни владения языком установлены согласно мировым европейским стандартам и делятся на три ступени: А, В и С.

На уровне А1 должны говорить начальные классы, А2 — 5-9-е, В1 — выпускники 10-11-х классов, В2 — в вузах, С1 — в магистратуре и С2 — в официально-деловой среде.

Но проблема в том, что учебники пока не адаптированы под эти уровни. «В Академии образования только в прошлом году разработали программу и стандарты преподавания для уровня А1. Теперь Минобразования должно объявить конкурс на разработку и издание учебников. При этом в 2018-2019 годах ведомство объявляло конкурс на учебники для 5-6-х классов. Сегодня они учатся как раз по этой программе. Упор делается на развитие коммуникативных навыков, разговорной речи», — пояснил Сулайман Рысбаев.

Почему не начали писать стандарты по возрастающей с 1-го класса? Какой смысл внедрять новшества со средней школы? И, самое главное, когда школьники будут владеть языком на давно требуемом уровне В1?

«Основное средство обучения языку — учебник. Пока не напишут их, сделать это трудно, — развел руками главный научный сотрудник. — Учебник пока опаздывает, а методика у нас есть. Учителя с ней знакомы. Все зависит от наличия бюджетных средств. В 2020-2021 годах конкурсы на подготовку книг не объявляли...»

С госслужащих и спрос выше

Преподаватель колледжа «Компас», автор методики преподавания кыргызского языка Гульмира Дюшеева подчеркнула важность моральной поддержки учителей.

«Из-за низкой зарплаты педагогам приходится брать дополнительную нагрузку, а это сказывается на качестве уроков. Уставший учитель не может работать творчески. Поскольку экономическая и политическая ситуация в стране пока не способствует улучшению материального положения педагогов, необходимо поддерживать их морально, поднимая статус учителя. Качество знаний напрямую зависит от педагога», — считает она.

По словам Гульмиры Дюшеевой, государственный язык нуждается в поддержке, и новый проект закона подготовлен своевременно.

«Нужно точнее расписать, какой уровень владения государственным языком должен быть у государственного служащего, — добавила она. — Чем выше занимаемая должность, тем выше должен быть у госслужащего уровень владения не только государственным языком, но и официальным».

Популярные новости
Бизнес