19:04
USD 88.68
EUR 95.00
RUB 0.95

Кубанычбек Боконтаев о прибыли Нацбанка, новых законах и высоких зарплатах

В Кыргызстане готовятся принять два новых закона — о Национальном банке и о банках и банковской деятельности. В эксклюзивном интервью 24.kg председатель Нацбанка Кубанычбек Боконтаев рассказал о необходимости новых законов, независимости регулятора и требованиях для работы коммерческих банков.

— Почему действующий Закон «О Национальном банке, о банках и банковской деятельности» решено изменить и разделить его на два документа?

— Это делается для приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией. В ней определяется организация и порядок деятельности государственных органов, в том числе и Национального банка, гарантии их независимости определяются конституционными законами. Поэтому теперь конституционный закон «О Национальном банке» будет регулировать деятельность самого Национального банка, а закон «О банках и банковской деятельности» — комбанков и порядок банковской деятельности.

— Что меняется в Законе «О Национальном банке» кроме разделения на два документа и придания конституционного статуса?

— Не учитывая некоторые технические изменения, все положения действующего Закона «О Национальном банке, банках и банковской деятельности» сохранены. Есть и некоторые новшества.

Предлагается увеличить уставный капитал Национального банка с 2 до 4 миллиардов сомов за счет средств обязательных резервов НБ КР.

Кубанычбек Боконтаев

В новом документе уточнены полномочия Национального банка по лицензированию, регулированию и надзору за банками и иными поднадзорными лицами. Есть изменения в принципах распределения прибыли Национального банка. Предлагается установить норму: если по результатам финансового года сумма уставного капитала и обязательного резерва Национального банка будет ниже пяти процентов от монетарных обязательств, то прибыль Национального банка в бюджет не перечисляется. В этом случае прибыль переносится в обязательный резерв Национального банка.

В монетарные обязательства Национального банка включаются:

  • банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком;
  • финансовые обязательства по инструментам денежно-кредитного регулирования;
  • счета резидентов Кыргызстана, открытые в Национальном банке, включая счета кабинета министров и другие финансовые обязательства перед ним;
  • счета банков-нерезидентов Кыргызстана, открытые в Национальном банке.

— Что изменится в законе о банках и банковской деятельности?

В него перенесены основные положения, которые есть в действующем Законе «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». Среди новшеств — уточнение понятий стандартов ведения исламского банковского дела.

Вводится запрет банкам на приобретение собственных акций.

Вводится запрет на формирование уставного капитала, приобретение акций банка, а также приобретение порогового участия в капитале банка за счет заемных средств. Есть и другие изменения, но они чисто технические или связаны с практикой применения тех или иных положений законодательства.

— При обсуждении законопроекта в первом чтении много говорилось про независимость Национального банка. Зачем она нужна?

— В лучшей мировой практике основополагающим принципом эффективной деятельности центральных банков является их независимость. Она нужна для обеспечения надлежащего управления и высокого качества институтов в долгосрочной перспективе.

Невмешательство госорганов в принятие тактических и стратегических решений центральных банков является ключевым принципом для обеспечения стабильности цен.

Кубанычбек Боконтаев

В мире много примеров, когда из-за политической ангажированности или вмешательства в работу центральных банков инфляция выходила из-под контроля. Ослабление национальной валюты происходило катастрофическими темпами. Работа Нацбанка предполагает принятие большого количества тактических решений в быстро меняющихся условиях. И предоставление указаний по деятельности Национального банка лицами, не имеющими соответствующего образования, знаний, опыта, доступа к информации и уровня ответственности, будет иметь исключительно негативные последствия для макроэкономической устойчивости всей страны.

Вопрос независимости центральных банков является критически важным и необходимым условием для сотрудничества с донорским сообществом. В лучшей международной практике во главу угла ставится автономность центральных банков и невозможность вмешательства других органов власти в его деятельность.

— Еще один популярный вопрос. Из чего формируются доходы и расходы Национального банка?

— Доходы Национального банка — это доходы, полученные от операций с иностранной валютой и золотом, а также процентные доходы от управления международными резервами, от кредитов, выданных банкам и международным организациям, по государственным ценным бумагам и прочие. Расходы Национального банка включают в себя расходы на выплату процентов по нотам Национального банка, средствам банков и других финансовых учреждений, обязательствам, полученным от МВФ. Предусмотрены также расходы по формированию резервов по активам, на изготовление банкнот и монет, административные, комиссионные и прочие расходы.

— Сколько процентов от прибыли Национального банка перечисляют в бюджет страны?

— По закону, если сумма уставного капитала и обязательного резерва Национального банка будет менее десяти процентов от монетарных обязательств, то в бюджет перечисляется 70 процентов прибыли. Если сумма уставного капитала и обязательного резерва больше десяти процентов, то в бюджет «уходит» вся прибыль. Для поддержки бюджета был увеличен размер отчислений.

В 2017, 2018 и 2020 годах он составлял 90 процентов вместо 70, в 2019-м — 100 процентов вместо 70.

Депутаты приняли поправки в Закон «О вопросах перечисления прибыли Национального банка» в третьем чтении. Ими предусматривается, что по итогам работы в 2021 году 90 процентов прибыли Национального банка должно быть перечислено в бюджет.

— Почему Нацбанк против того, чтобы перечислять все 100 процентов прибыли?

При работе центральные банки сталкиваются с рисками потери репутации и независимости. Связаны они с неадекватным размером капитала. В международной практике общепринятый уровень адекватности капитала для центральных банков в странах с развитой экономикой по отношению к монетарным обязательствам должен быть равен 20 процентам, в развивающихся странах этот показатель составляет, как правило, около 10 процентов.

Уровень адекватности капитала Национального банка с 2017 года снизился с 7,2 до 4,7 процента из-за перечисления 90 процентов прибыли в бюджет.

Наш капитал растет медленнее монетарных обязательств. В сегодняшних условиях финансового кризиса и повышения рисков, сопутствующих банковской деятельности, капитал Национального банка не удовлетворяет требованиям адекватности, принятым для центральных банков. Это приводит к возникновению срочной необходимости его наращивания. Делать это можно только за счет прибыли Национального банка. Стоит также обратить внимание, что когда будет накоплен капитал, размер которого составит как минимум 10 процентов от монетарных обязательств, вся прибыль Национального банка по закону будет перечисляться в бюджет.

Принуждение Национального банка к перечислению 100 процентов прибыли поставит под сомнение его самостоятельность и независимость. Это будет расцениваться как вмешательство в деятельность НБ КР.

Кубанычбек Боконтаев

— Ни одно обсуждение работы Нацбанка не обходится без вопросов об административных расходах и размеров зарплат. Почему зарплаты сотрудников НБ КР должны быть высокими?

— Административные расходы включают в себя расходы на оплату труда работникам банка, содержание и охрану зданий, оборудования по обеспечению безопасности и обработку денежной наличности. Есть также затраты на техническую поддержку автоматизированных систем для обеспечения стабильного функционирования банковской и платежной систем Кыргызстана, на проведение международного аудита, мероприятий, проводимых под эгидой международных организаций и другие расходы.

По закону должностные оклады председателя Национального банка, его заместителей и членов правления устанавливаются президентом с учетом оплаты труда на конкурирующих рынках и условий оплаты труда госслужащих.

Конкурентная плата за труд является основным инструментом снижения текучести кадров Национального банка, что является критичным, учитывая цели и задачи Национального банка, установленные законодательством. Это позволяет сохранить состав квалифицированных сотрудников, ведь обучение сотрудников тоже требует значительных расходов и времени.

— Депутаты критиковали вас за то, что цели работы Нацбанка и кабмина не совпадают. Что можете сказать в ответ?

— В нашей стране Национальному банку принадлежит исключительное право выпуска в обращение денег. Это значит, что только мы можем выпускать и регулировать их количество. При этом уровень цен в экономике всегда зависит от количества денег. Если напечатать слишком много денег, то уровень цен в экономике неизбежно вырастет, и наоборот: снижение количества денег приводит к падению цен.

Фактически регулирование количества денег и их стоимости является основной и главной функцией Национального банка.

Поэтому и определена его основная цель — достижение и поддержание стабильности цен в стране. У кабинета министров она другая — обеспечение стабильного и устойчивого экономического развития. Да, цели не совпадают, но дополняют друг друга. Невозможно обеспечение стабильного и устойчивого экономического роста без стабильности цен в стране. Поэтому Национальный банк должен сосредоточиться на качественном выполнении своих функций и достижении основной цели.

Популярные новости
Бизнес