02:46
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96

Рынок ГСМ. Рекорды на нефтяном рынке привели к очередному росту цен

После небольшого затишья цены на топливо вновь поползли вверх. Главная причина — рост отпускных цен на ГСМ в России и подорожание нефти на мировых рынках. Кыргызстан полностью зависит от импорта нефтепродуктов, поэтому международные скачки сразу же сказываются на ситуации в республике.

С начала года дизельное топливо в Кыргызстане подорожало на 2,26 сома.

Прогнозы импортеров ГСМ неутешительны. Цены в ближайшее время будут расти. При этом власти по-прежнему предпочитают не реагировать на ситуацию, только рекомендуя держать цены. В результате автолюбители могут оказаться перед выбором: покупать дорогое топливо или остаться совсем без него.

Что происходит в мире

Из-за резко возросшего спроса на энергоносители в 2021 году мировые цены на нефть в 2022-м продолжают бить рекорды. По данным Ассоциации нефтетрейдеров, в январе возникли дополнительные драйверы роста стоимость ГСМ.

«В начале года произошло уменьшение объемов добычи в рамках договоренностей стран ОПЕК+. Кроме того, существенно сократились инвестиции в нефтяной сектор из-за локдаунов последних двух лет. Имеет место геополитическая турбулентность в странах ОПЕК+. В частности, на обстановке на мировых рынках сказались события в Казахстане и Ливии. В итоге котировки выросли на пять процентов после того, как протесты в Казахстане нарушили железнодорожное сообщение и нанесли ущерб добыче на крупнейшем в стране месторождении Тенгиз. В Ливии добыча нефти сокращена из-за закрытия нефтепровода на востоке страны», — рассказал глава АНК Канат Эшатов.

В январе 2022 года стоимость котировок нефти марки Brent выросла до $90 за баррель.

Аналитики сходятся во мнении, что до конца 2022-го она может достичь отметки в $120. Это успело отразиться на ценах в России. Например, стоимость дизеля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже сразу побила рекорды.

Она выросла за день до 55,36 тысячи рублей за тонну. Предыдущий ценовой рекорд для топлива был 12 ноября 2021 года (54,99 тысячи рублей за тонну).

Бензин Аи-92 за день подорожал на 1,3 процента — до 52,54 тысячи рублей за тонну.

Как сдерживают цены

Кыргызстан зависит от импорта. На сегодня 95 процентов нефтепродуктов завозят из других стран, в частности из России. На рынке 20 компаний-нефтетрейдеров, которые поставляют топливо в страну с российских нефтеперерабатывающих заводов.

«С начала 2021 года отпускные цены ГСМ российских НПЗ выросли на 120 процентов. На АЗС Кыргызстана — лишь на 70 процентов. Сделали это компании-поставщики топлива», — рассказал глава АНК Канат Эшатов.

В Кыргызстане пока самая низкая стоимость топлива среди всех ближайших соседей. Даже в России, где мы покупаем ГСМ, цены выше. Соседи, к слову, тоже покупают топливо в РФ, но цены там выше из-за того, что компании-импортеры закладывают в конечную стоимость свою рентабельность.

Как так произошло? Все просто. Компании-поставщики в 2021 году работали на низкой рентабельности, которая не превышала 2 процента. Они придерживались политики сглаживания цен, исключая резкое повышение розничных цен на АЗС.

Как быть дальше

Мировые цены на ГСМ продолжают расти. Именно на бирже Санкт-Петербурга торгуют российские нефтеперерабатывающие заводы. Они в итоге повысили стоимость контрактов для Кыргызстана.

Котировки цен на бензин выросли в среднем на $110 за тонну, дизельное топливо — на $130 за тонну по отношению к декабрю. 

Глава Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов. 

Все возможности нефтетрейдеров исчерпаны. Они уже не могут сдерживать цены. У них нет оборотных средств для закупки необходимых объемов ГСМ.

«Согласно краткосрочному прогнозу, в Кыргызстане в течение месяца стоимость бензина возрастет на 4 сома, дизельного топлива — до 6 сомов. Поставка нефтепродуктов из Казахстана невозможна. Соседняя республика запретила экспорт нефтепродуктов для покрытия внутреннего спроса», — рассказали в Ассоциации нефтетрейдеров.

Что же государство? А ничего. Еще в прошлом году предлагали освободить импорт топлива от налогов хотя бы на 2-3 месяца, чтобы сдержать рост цен.

Власти не идут на встречу нефтетрейдерам, ссылаясь на большие выпадения из бюджета и возможный рост цен в будущем.

Сейчас чиновники соглашаются, что удержать цены не получится. Но все равно рекомендуют нефтетрейдерам не допускать резкого повышения стоимости топлива, применяя механизмы их выравнивания до безубыточного уровня. Кроме того, нефтетрейдеры должны обеспечить необходимые запасы ГСМ для насыщения рынка топливом и недопущения дефицита нефтепродуктов.

Открытым остается и возможность введения госрегулирования цен на ГСМ. Но это, по мнению экспертов, может привести к дефициту топлива.

Популярные новости
Бизнес