23:28
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96

Крушение вертолета. Хроника событий

9 июля в горах Кыргызстана разбился военный вертолет Ми-8МТВ. На борту находились 15 человек — девять туристов, один переводчик и пять членов экипажа.

В аварии пострадали шесть человек — трое военнослужащих и трое гражданских. Военных доставили в военный госпиталь Госкомитета по делам обороны, а пострадавших туристов — в Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии.

ИА «24.kg» попыталось восстановить хронику инцидента.

Во всем виноват ветер

Сведения, представленные Генеральным штабом ВС КР и туристической фирмой «Аксай трэвел», не совпадают. Военное ведомство не может пояснить, что делали туристы на военном борту и почему вертолет потерял высоту.

По словам начальника управления информационного обеспечения Генштаба ВС КР Гулзат Джарашевой, кыргызстанские летчики везли, помимо туристов, груз с продуктами и медикаментами.

«Вертолет совершал посадку и при порыве сильного ветра упал на левый бок», — сообщила Гулзат Джарашева.

Почему на военном борту находились посторонние люди и где их должны были высадить, начальник пресс-службы не знает.

«Через Министерство культуры, информации и туризма к нам обращается организация, которая просит доставить в срочном порядке на площадку Южный Энильчек необходимые медикаменты и груз. Мы выполняем эту задачу. Организация называется «Аксай трэвел». Все вопросы адресуйте им. Что делали туристы, узнайте в этой фирме», — добавила Гулзат Джарашева.

Фотография на память

Оказалось, что не нуждающиеся в медицинской помощи туристы решили сфотографироваться в то время, пока летчики выгружали все необходимое для застрявших в горах людей.

На борту вертолета помимо членов экипажа находились четыре гражданина Польши, три гражданина Японии, два гражданина Германии и один кыргызстанец (переводчик).

«Была задача доставить груз: медикаменты, топливо и еду. Находившиеся на борту туристы не пострадали. Их должны были забросить на Южный Энильчек. Пока разгружали вертолет, те хотели сделать фотографии и улететь обратно», — объяснила глава фирмы «Аксай трэвел» Елена Калашникова.

Она рассказала, что гражданских людей члены экипажа подобрали в урочище Чар-Кудук, где расположен базовый лагерь. Оттуда производят все заброски туристов на Южный Энильчек.

Цена спасения

Спасение туристов в горах — дело затратное. Генеральному штабу «Аксай трэвел» платит за эвакуационные услуги около 40 процентов от общей суммы, поступающей в ведомство от турфирмы.

Один час полета стоит $2,5 тысячи. В эту сумму входят авиакеросин, стоянка и доставка топлива.

«С Генеральным штабом мы заключили контракт еще в 2000 году. Этот договор продлевается ежегодно. Оплата производится перечислением», — рассказала Елена Калашникова.

Точную сумму, которую получают военные за сотрудничество с частником, глава турфирмы не назвала.

По данным ИА «24.kg», Генштаб Вооруженных сил за один час полета получает около 40 тысяч сомов.

Совершенно секретно

В Генеральном штабе продолжают уверять: есть распоряжение правительства, согласно которому ведомство обязано выполнять некоторые виды авиационных работ, если это не наносит ущерб.

Начальник управления информационного обеспечения штаба Гулзат Джарашева заявила, что документ вышел 31 декабря 2012 года за № 610р. Правда, показать документ, подтверждающий сотрудничество военных с частной компанией, она отказалась и посоветовала журналистам самим искать доказательства законности и обоснованности действий военных.

«У нас есть это постановление. Как вы его найдете, нас не касается», — сказала Гулзат Джарашева.

Редакция ИА «24.kg» выяснила, что в документе указано: использование авиационной техники Минобороны разрешается в целях экономии средств.

«В соответствии с Воздушным кодексом и постановлением правительства «Об утверждении авиационных правил» в целях экономии бюджетных средств разрешить Министерству обороны Кыргызстана без причинения ущерба боевой готовности, авиационных частям, авиационной технике использовать воздушные суда согласно приложению к распоряжению. Для выполнения авиационных спецработ в области сельского хозяйства, строительства, туризма, фотографирования или топографических работ, наблюдения или патрулирования в поисках спасения воздушных работ. В приложении указывается перечень воздушных судов», — говорится в документе.

Одна нестыковка. В Кыргызстане с некоторых пор нет Министерства обороны.

Зато в перечне воздушных судов есть тот самый упавший в горах вертолет. Распоряжение подписал тогда еще премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев.

Стоит отметить, что важным пунктом в распоряжении является «проведение работ без причинения ущерба боевой готовности страны». Упавший в горах вертолет Ми-8МТВ не подлежит ремонту. Его оставили на Южном Энильчеке.

Это значит, что одним боевым вертолетом в стране стало меньше, а это уже значительный урон.

Популярные новости
Бизнес