03:54
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97

Древний город Суяб. Как археологи нашли мозаику VII-VIII веков

Кыргызско-японская экспедиция в составе Института истории и культурного наследия Национальной академии наук КР и Университета Тейке обнаружила на городище возле села Ак-Бешим уникальную каменную кладку — напольную мозаику с орнаментом из цветов. Находка датируется VII-VIII веками нашей эры. Она вызвала интерес археологов не только из Кыргызстана, но и Японии и Китая.

Работами руководят археологи Бакыт Аманбаева и Казуя Ямаучи. Бакыт Аманбаева рассказала ИА «24.kg», с какими трудностями столкнулась экспедиция.

Местные власти элементарно не могут гарантировать сохранность мозаики. На территории городища выпасают скот.

Суяб или Баласагун

Раскопки городища начались еще в 1940-х годах. Тогда археолог Александр Бернштам считал, что найдет Баласагун. Но, как показали более поздние исследования, он ошибался. Из-за начавшейся войны работы приостановили. В 1953-1954 годах исследованием Ак-Бешима занималась Кыргызская комплексная археолого-этнографическая экспедиция Академии наук СССР, в нее вошли и местные ученые.

В то время открыты первый буддийский храм, погребальный зороастрийский комплекс, христианская церковь, остатки замка, длинные стены вокруг городища. Именно эти раскопочные работы принесли городищу мировую известность.

Кыргызско-японской экспедиции
Фото Кыргызско-японской экспедиции. Первый буддийский храм

В 1961 году в Англии опубликована работа Генриха Клоусена, в которой он на основании анализа письменных источников и археологических данных приходит к выводу, что городище Ак-Бешим является руинами известного исторического города Суяба — столицы государственных образований западных тюрок, тюргешей и карлуков.

В конце VII — первой половине VIII века здесь располагался гарнизон танского Китая.

В середине X века караханиды — первая тюркская династия, принявшая ислам, — переносит столичный центр на территорию городища Бурана, где был основан Баласагун.

Большинство исследователей признали это мнение. Окончательную точку в этом споре поставили после расшифровки надписи из одиннадцати строк на китайском языке, выбитой на фрагменте каменной плиты, найденной на городище в 1982 году. В надписи упоминаются гарнизон крепости Суе и имя китайского наместника западного края Ду Хуая. Сомнений не осталось: в Ак-Бешиме находился Суяб.

Кыргызско-японской экспедиции
Фото Кыргызско-японской экспедиции. Надпись на китайском языке, выбитая на фрагменте каменной плиты

Десять специалистов на Кыргызстан

В 1970-1980-е годы внимание кыргызских археологов переключилось на Бурану, когда там началась реставрация минарета и были открыты руины мавзолеев. Об Ак-Бешиме забыли. Тогдашний завсектором археологии Владимир Петрович Мокрынин как-то предлагал Бакыт Аманбаевой начать раскопки городища. Однако в силу ряда обстоятельств этого не произошло.

«На Ак-Бешиме впервые в Средней Азии раскопали буддийские храмы. Суяб как столица каганатов всегда привлекал внимание», — рассказала она ИА «24.kg».

Археологи раньше говорили, что на Ак-Бешиме после дождя можно найти целую тележку монет. Действительно, эти места богаты на находки.

В Кыргызстане огромное количество неизведанных мест. «Куда ни поедешь, обязательно сделаешь открытие и найдешь такое, что в голове не укладывается. Но в официальных списках Министерства культуры иногда даже самых известных памятников нет. Но и археологов мало. Почти все они перекинулись на проведение экспертизы, а плановыми раскопками мало кто занимается», — пояснила Бакыт Аманбаева.

На всю республику насчитывается 14 археологов, из которых 10 имеют право проводить раскопки.

С 1962 года в Кыргызстане нет реставраторов, хотя кафедры в университетах есть.

Парк с каменными аллеями

Спустя годы Бакыт Аманбаева вновь вернулась на Ак-Бешим. В 2016-2017 годах в результате геофизического обследования территории возле второго буддийского храма обнаружены остатки еще одной постройки, раскопки которой начаты в этом сезоне.

Кыргызско-японской экспедиции
Фото Кыргызско-японской экспедиции. Раскопки городища Суяб

«Судя по письменным источникам, что китайцы сами трижды разрушали Суяб и, наверное, храмы в том числе. Очень недолго были здесь и тибетцы, за ними карлуки и караханиды. Существует версия, что они, как прозелиты, не хотели жить в городе, заселенном иноверцами. Это было одной из причин, по которой они основали новую столицу. Раньше исследователи проводили точечные раскопки, в результате которых находили преимущественно культовые сооружения. Нам же хотелось понять архитектурно-планировочную структуру города», — отметила археолог.

С японскими коллегами заложен раскоп в центре города, каковым является шахристан-1, и найдена центральная магистраль города, мощеная шлаком, вдоль которой зачищены выкладки из сырцовых кирпичей, и остатки строений.

На втором шахристане под слоем черепицы, обнаруженной в 2017 году, археологи нашли мозаику, выложенную из камней-окатышей разных цветов. Дорожки четко обрамляются жжеными кирпичами, рядом с ними зачищен резервуар для воды.

Кыргызско-японской экспедиции
Фото Кыргызско-японской экспедиции. Под слоем черепицы археологи нашли мозаику

«Поиски аналогий уводят нас в одну из провинций Китая, где раскопано подобное сооружение. Совпадает даже орнамент. Таким образом оформлялись дорожки в садово-парковых комплексах раннего Средневековья. Есть информация о том, что в 679 году наместник Ду Хуай в Суябе построил укрепление с башнями и несколькими воротами в каждой стене. А мы копаем как раз внутри торткуля на территории второго шахристана. Возможно, мы вскрыли часть паркового комплекса, расположенного вокруг какого-то монументального сооружения. Но все это пока наши предположения», — отметила Бакыт Аманбаева.

Исторические места для скота

Обнаруженную находку огородили сеткой, но ограждение украли. По городищу пасется скот. Между тем ежедневно десятки туристов в основном из Китая, Японии, Кореи приезжают на Ак-Бешим. И что они видят на историческом месте?

Как рассказала Бакыт Аманбаева, многие экскурсоводы не знают историю Суяба и не могут рассказать иностранцам о его достопримечательностях.

Еще одна проблема — трансформация земли. Отдельные участки отнесены к охранной зоне, а большая часть городища — буферная зона, где можно заниматься хозяйством.

Территория, на которой находится городище и производятся раскопки, относится к категории богарных и пахотных земель.

Раскопки же проводятся на привлеченные гранты. Государство не выделяет денег на плановые археологические исследования. Местные власти не могут оказать реальной поддержки, напротив, зачастую просят помочь им в решении своих хозяйственных проблем.

Популярные новости
Бизнес