06:30
USD 87.86
EUR 93.94
RUB 1.00

Кинокритик назвал пять фильмов режиссеров Центральной Азии, которые надо увидеть

Известный кинокритик Антон Долин назвал пять фильмов режиссеров Центральной Азии, которые обязательно надо смотреть.

По мнению эксперта, автор киноленты «Похищение невесты» кыргызстанский режиссер Мирлан Абдыкалыков — один из самых перспективных и известных режиссеров страны, с детства игравший в фильмах своего отца, живого классика кыргызского кино Актана Арым Кубата, чьи две картины имели большой успех на международных фестивалях: «Небесное кочевье» показывали в Карловых Варах в 2015-м, «Босоногого бегуна» — в Пусане в 2019-м.

На этом же международном фестивале в октябре 2023-го представляют и «Похищение невесты».

«Энергичный, сухой, завораживающе мрачный психологический триллер посвящен обычаю, который до сих пор много значит для кыргызов и широко практикуется в стране: девушку похищают, чтобы выдать замуж насильно, не спросив согласия ни у нее, ни у ее родных. Если та не поддается уговорам («Уйдешь из-под этой крыши и не согласишься на брак — будешь проклята и покроешь себя позором!»), ее могут изнасиловать», — говорится в аннотации.

Фильм «Бауырына салу» режиссера Асхата Кучинчирекова из Казахстана также заинтересовал кинокритика.

«Дебютную картину казахского автора включили в престижную секцию «Новые режиссеры» международного фестиваля в Сан-Себастьяне. Ее центральная тема — точно так же, как и у Абдыкалыкова, — связана со старинным обрядом, восходящим к незапамятным кочевым временам. Но если похищение невест де-факто узаконивает национальную «культуру изнасилования», то «бауырына салу» — название традиции не имеет точного перевода — менее прагматична, хотя столь же архаична и жестока. Первенца молодых родителей отдают на воспитание родственникам, чаще всего дедушкам и бабушкам, в деревню, по сути, отрывая их от отца с матерью на долгие годы», — говорится в тексте.

Фильм «Воскресенье» снят режиссером Шокиром Холиковым из Узбекистана.

«Если молодые кинематографисты Казахстана и Кыргызстана переносят в современный контекст национальные традиции, яростно протестуя против них, дебютант из Узбекистана Шокир Холиков наполняет щемящей грустью хронику ухода в прошлое стариков, с которыми незаметно исчезает само представление о семье. Все персонажи его «Воскресенья» хотят «как лучше», но разрыв поколений неизбежно приводит к трагедии, запечатленной в длинных, статичных, невероятно красивых кадрах. При этом в фильме нет ориентального экзотизма и туристического любования старинным укладом», — прокомментировал Антон Долин.

«Город ветра» — лента режиссера Лхагвадулам Пурэв-Очир из Монголии.

Это история взросления, но необычная. Возраст главного героя, 17-летнего старшеклассника Зе, в первой впечатляющей сцене фильма невозможно угадать. В ритуальном костюме и полностью скрывающем лицо шлеме-маске он проводит ритуал, вызывая духа мудрого предка и давая совет от его лица. Зе — шаман, относящийся к своему призванию буднично, без особой гордости или стыда. Встреча с ровесницей Маралой, дочерью маминой подруги, которой предстоит серьезная операция на сердце (шамана просят посодействовать ее благополучному исходу), меняет жизнь Зе. Он впервые начинает сомневаться в своем призвании и аутентичности своего дара, а вместе с невинностью теряет способность вызывать духов.

Фильм «Каш» снял казахстанский режиссер Айсултан Сеитов.

«Редчайший для современного кино Центральной Азии случай, когда коммерческий жанр сочетается с уникальной авторской интонацией и социальным содержанием. «Каш» — полнометражный режиссерский дебют знаменитого клипмейкера Айсултана Сеитова. 26-летний уроженец Алматы учился в США, снимал клипы для Скриптонита и Ивана Дорна, а потом и американских звезд поп-музыки, в том числе был постановщиком презентаций альбома Канье Уэста Donda», — отмечается в сообщении.

Популярные новости
Бизнес