23:00
USD 88.91
EUR 94.75
RUB 0.95

Тариф на проезд в Бишкеке. Когда и на сколько ждать повышения

Фото мэрии Бишкека. Максат Нусувалиев

В Бишкеке опять встал вопрос повышения тарифа на проезд в общественном транспорте. Мэрия разместила на официальном сайте уведомление о разработке соответствующего проекта нормативного правового акта.

Отмечается, что действующие тарифы не обеспечивают поступления необходимого количества средств пассажирским автопредприятиям и частным перевозчикам. Из-за нерентабельности работы общественного транспорта невозможно обновить подвижной состав.

Директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии Бишкека Максат Нусувалиев рассказал 24.kg, на сколько может увеличиться тариф и когда это произойдет.

— Максат Орозбекович, тарифы повышали меньше года назад. Вновь появилась такая необходимость?

— Сейчас не идет речь о повышении тарифа как такового, а только о разработке нормативного правового акта. Мы должны провести соответствующие расчеты, изучить пассажиропоток, затраты, доходы, высчитать фактическую стоимость перевозки одного пассажира, выяснить, оправдывает ли себя тариф.

К нам обращается очень много водителей общественного транспорта, в основном частники и руководители фирм-перевозчиков с просьбой увеличить тариф. Они аргументируют это ростом цен на ГСМ и запчасти почти в два раза. Уведомление мэрии именно об этом, чтобы проверить факты и доводы. Если факты подтвердятся, тогда мэрия разработает документ и внесет на рассмотрение Бишкекского городского кенеша.

Уже БГК будет решать, повышать тариф или нет. Но в ближайшее время этот вопрос рассматриваться точно не будет.

— До конца 2022-го можно не ждать?

— Не могу точно сказать. Разработка любого НПА регламентирована, есть установленные сроки. Нужен анализ регулятивного воздействия, общественное обсуждение. Это все время — месяц, два, три.

— На сколько может увеличиться стоимость проезда?

— В концесентября 2021 года, когда приняли действующий тариф 15 сомов в маршрутках и 11 сомов в муниципальном транспорте, литр солярки стоил 38 сомов, сейчас он стоит 76. Естественно, это не может не повлиять на плату за проезд. Мы согласны с тем, что она подлежит пересмотру. Но это не должно быть накладно для населения. Мы не хотим в два раза поднимать однозначно.

Некоторые перевозчики вообще предлагают сделать проезд по 50 сомов. Я считаю, это абсурд. Такого быть не может и не должно.

Максат Нусувалиев

Даже если будет какое-то повышение, мы будем предлагать варианты, исходя из произведенных расчетов. Это не будет больше 15-20 процентов, 3-4 сома максимум.

После уведомления мэрии создадим комиссию для работы над расчетами и предложениями, включим в нее разных специалистов и по итогам работы внесем несколько вариантов в БГК. Сейчас говорить о каких-то точных суммах еще рано.

— В 2021 году предлагали повышать тариф ежегодно с учетом инфляции, тогда население, возможно, было бы морально готово к очередному росту цен.

— Это предлагали отдельные депутаты, но на сессии БГК не приняли. Если бы такой документ был, мы бы сейчас вообще не поднимали вопрос.

Некоторые предлагали ежегодно повышать на один сом. Я считаю, это было бы правильное решение. Повышать в связи с инфляцией тоже хороший подход. Также хотели дать право перевозчикам самим регулировать тариф. Но, учитывая, что 90 процентов перевозчиков — частники, это неправильно. Все должно быть под контролем депутатов БГК, должно быть госрегулирование.

— Льготы для пенсионеров оставите?

— Конечно. Все льготы и разница в цене между маршрутками и троллейбусами/автобусами должны остаться.

Мы хотим также ввести на законодательном уровне понятие «дифференцированный тариф». Тогда при оплате наличными проезд будет дороже, при оплате картой, электронной системой, через мобильное приложение — дешевле. Это даст позитивный толчок функционированию проекта «Тулпар».

— Кстати, что с отложенным переходом на безналичную оплату?

— Летом приняли решение вернуться к этому вопросу через три-четыре месяца после внедрения дифференцированного тарифа. Проект документа уже разработан. Безналичная оплата улучшит прозрачность доходов наших предприятий и тем самым увеличит доход бюджета. Зарплату водителям увеличим и будем за счет собственных средств обновлять периодически подвижной состав. Пусть не полностью, но постепенно.

— Тарифы повышают, а пассажиры продолжают жаловаться на качество перевозок. То ударят в маршрутке, то нахамят. Когда ездить в общественном транспорте станет безопасно?

— Поймите правильно, даже 15 сомов сейчас себя не окупает. В Москве (РФ) оплата за проезд составляет 50, 80 рублей. В соседнем Казахстане, если ты платишь наличными, то 150 тенге, если электронным приложением — 80, а себестоимость поездки — 400. Остальные 320 тенге перевозчикам компенсирует государство. У нас такого нет, поэтому говорить о том, что при тарифе 15 сомов улучшится качество, к сожалению, пока не приходится. Но департамент работает над этим.

— То есть безопасности пока ждать не стоит?

— Мы гарантируем безопасность со стороны наших водителей — как муниципальных, так и частных. Но водителей микроавтобусов на сегодня 1,8 тысячи, у них 1,8 тысячи проблем, столько же семей и характеров.

Работа водителя общественного транспорта — это адский труд, одна из самых тяжелых профессий в Кыргызстане. Столько нервов, и пассажиры разные.

Максат Нусувалиев 

Недавно уволили водителя, который ударил 14-летнего подростка. Я написал письмо в Минтранс об отзыве его лицензии, разослал всем фирмам-перевозчикам письмо о том, чтобы его никто не брал на работу. На территории Бишкека его никто не примет теперь. Но когда я с ним побеседовал, мне, честно, стало его жаль.

Подросток, со слов водителя, первым его обматерил, дверью сильно хлопнул и вышел. Водитель на нервах выбежал и дал ему пощечину. Если бы пассажир ничего не сказал, водитель за ним, наверное, не побежал. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Не хочу защищать водителя, его уже наказали, но и они тоже наши граждане, они тоже люди.

— Почему нет четких требований к салону маршруток, количеству посадочных мест. Почему не улучшают условия перевозок?

— Это большой вопрос к тем, кто лицензирует. Лицензированием транспортных средств и водителей занимается Министерство транспорта, а мы только предоставляем маршрутные линии фирмам-перевозчикам и работаем с водителями, которые уже имеют лицензии.

В любом случае мы не можем сейчас полностью отказаться от микроавтобусов. Только когда обновим подвижной состав и приобретем нужное количество транспортных средств.

Популярные новости
Бизнес