05:50
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96

Алмаз Истамбаев: Самородкам трудно в любые времена

История успеха известного отечественного солиста оперы Алмаза Истамбаева (тенор) началась с участия в заводской самодеятельности. Именно оно помогло попасть будущему артисту на песенный конкурс молодых исполнителей. Состязание для него прошло успешно, и молодой человек принял решение получить музыкальное образование в Кыргызской национальной консерватории. В настоящее время он исполняет ведущие вокальные партии в спектаклях мировой, европейской и национальной классики. На днях в Бишкеке с успехом прошли концерты, в которых вместе с ним выступили солисты Мариинского театра Екатерина Шиманович, Метрополитен-опера, Ла Скала, Гранд-Опера, Ковент-Гардена Денис Седов и отечественной сцены. После выступления Алмаз Истамбаев ответил на вопросы ИА «24.kg».

- Когда вы поняли, что вам дорога в оперу?

- Если честно, я не любил оперу. Любовь к ней мне привила моя первая учительница Анара Жусупбековна Таджибаева с кафедры сольного пения в музучилище имени М.Куренкеева. Уже через три месяца занятий она сказала, что я не эстрадный, а оперный певец. Именно из ее класса выходят талантливые оперные певцы. В их числе самая талантливая – это моя коллега Эльнура Самарбекова, лауреат международных конкурсов, солистка оперы.

- Помните свои ощущения на первом оперном выступлении?

- Мое первое, так сказать, боевое крещение состоялось на опере «Чио-Чио-сан». На сцене я пел вместе со своим учителем по консерватории - народным артистом СССР Токтоналы Сейталиевым и народной артисткой СССР Кайыргуль Сартбаевой. Именно их благословение помогает мне в профессиональной карьере. Волнение было, но преобладало чувство огромной ответственности.

- Соответствует ли ваш характер тем персонажам, которых вы исполняете? Не бывает внутреннего конфликта при работе над ролью?

- Мой характер несколько грубее, чем характеры моих оперных персонажей. В основном у меня игровые партии, а некоторые довольно-таки смешные. Конфликт случается, но не всегда. Обычно спорю с режиссером, что сделать получше или какое движение тела должно быть при определенной фразе или монологе.

- Как, в вашем понимании, связаны опера и литература? Стоит ли зрителю перечитывать пьесы Шиллера, прежде чем идти в театр?

- Опера пишется на либретто какого-нибудь автора. Поэтому они взаимосвязаны. Естественно, опера - это сложный механизм в смысле восприятия, и, не зная содержания либретто, невозможно понять смысл всей драмы, изложенной в спектакле. Некоторые либретто пишутся специально по заказу композитора, а некоторые - на произведения известных авторов. Поэтому смысл происходящего быстрее усваивается, если знать содержание оперы.

- Как, по-вашему, со временем меняются оперные голоса? Вы можете сравнить голоса Карузо и Шаляпина с голосами сегодняшних солистов?

- Голос, как и любой предмет, со временем изнашивается. Но при правильном владении им можно избежать преждевременного износа тембра. Современные солисты очень мобильные, они готовы ко всем перепадам современного ритма жизни и нервотрепке. А вот раньше, например, в СССР, оперному певцу уделялось особое внимание, талантам тем более. Современного артиста кормят скорее ноги, а только потом голос. Наши певцы работают в нескольких местах, чтобы прокормить семью. Карузо и Шаляпин – гении своего времени. Современные певцы шагнули далеко вперед. Методика вокала, как и развитие современной техники, идет в ногу со временем: появилось новое направление в исполнительском искусстве - поп-опера. Ее яркими представителями являются Андреа Бочелли и Алессандро Сафина. Себя я тоже отношу к этому направлению.

- Заводская самодеятельность помогла вам когда-то круто переменить жизнь. Могут ли сейчас в Кыргызстане творческие конкурсы помочь самородкам выбрать путь на сцену?

- Самородкам трудно в любые времена. Конкурсы не всегда обеспечивают творческий взлет и успешную карьеру. Участие в них - дело добровольное, но лучше надеяться на свои силы, чем на кого-то из жюри, кто мог бы помочь продвинуться. Но если у артиста есть харизма, то это большой плюс в его карьере. А выбор пути, конечно же, - дело самого исполнителя. Очень многие успешные музыканты сейчас трудятся в других сферах и прекрасно себя реализуют.

- Вы решили ежегодно приглашать в Кыргызстан ведущих солистов российских и мировых театров выступить на концерте «Алмаз и его друзья». Первый уже состоялся. Расскажите об этом проекте. Что он даст соотечественникам?

- Проект в первую очередь создан для продвижения и развития нашей национальной музыки - оперной и классической, фольклорной и эстрадной. На первом концерте, состоявшемся на днях, звезды исполнили арии из знаменитых опер «Князь Игорь», «Мефистофель», «Алеко», «Аида».

Прошедший концерт – это моя совместная с друзьями (Екатериной Шиманович, Денисом Седовым, солистами Кыргызского театра оперы и балета) лепта в Год истории и культуры, которым объявлен 2016-й в Кыргызстане.

- Какие партии пока не спеты?

- Раньше хотел исполнить партию принца Тамино из оперы «Волшебная флейта» Моцарта. Но сейчас мне близка организационная деятельность. Хочу полностью переключиться на проведение концертов, как это делают многие оперные певцы. 

Бизнес