07:20
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91

Боом. Дорога смерти

За два месяца в Боомском ущелье зафиксировали 19 стихийных бедствий, одно из которых унесло жизнь кыргызстанца. А власти лишь рапортуют о мобилизованных службах для расчистки трассы от камней. Все знают о высокой вероятности камнепадов и схода грязевых потоков, но никто не признается, почему на опасных участках не предусмотрели заграждения и селеотводящие сооружения.

Бездействие = преступление

На прошлой неделе премьер-министр Сооронбай Жээнбеков провел совещание по обеспечению безопасного проезда по Боомскому ущелью. Он констатировал, что с 5 мая по 3 августа на трассе произошло 7 камнепадов и 12 сходов селей. Руководители министерств доложили, что там находится специализированная техника, работает Патрульная служба МВД.

По словам министра транспорта и дорог Замирбека Айдарова, комиссия выясняет причины затопления участка дороги со 136-го по 140 километр из-за ливней. По результатам проверки устранят возможный дефект в дорожной конструкции.

Чиновники знают, что в ближайшее время обвалы повторятся. Министр чрезвычайных ситуаций Кубатбек Боронов сообщил, что в Боомском ущелье выявлено 94 селевых, 16 обвально-осыпных и 2 оползневых участка. Из них особую угрозу представляют 17 селевых участков, 3 участка обрушения и один обвал.

Читайте по теме

В разгар туристического сезона ГУПМ МВД и вовсе рекомендовало воздержаться от поездок из-за камнепадов. Но остановить поток машин, устремившихся к озеру, невозможно. В итоге очередная грязевая масса накрыла минивэн, в котором находилось 11 человек. Один пассажир погиб. Это ли не повод бросить все силы на укрепление опасных участков, а не тратить время на расследования?

В поисках виновных

Реконструкция трассы Бишкек – Нарын – Торугарт обойдется Кыргызстану в $400 миллионов, не считая процентов по кредитам. Участок со 2-го по 272 километр финансирует Экспортно-импортный банк Китая, выделив $200 миллионов.

На заседании в правительстве чиновники признали, что на некоторых участках отсутствуют заграждения. Когда еще только готовился проект реконструкции дороги, Министерство чрезвычайных ситуаций дало заключение о необходимости защиты от камнепадов. «В 2011 году пришел ответ, что все соблюдено. Сегодня в результате обильных осадков мы видим, что камни не держатся, поэтому происходят обвалы, - пояснил ИА «24.kg» глава МЧС Кубатбек Боронов. – При обследовании трасс Бишкек – Нарын – Торугарт и Балыкчи – Каракол – Энильчек выявлено 73 опасных участка, обнаружено несколько селеопасных мест. Защитные мероприятия должно проводить Министерство транспорта и дорог, так как заграждения установлены не везде. С нашей стороны на время туристического сезона в Боомском ущелье дежурят спасатели, установлен дополнительный пост на мосту в Нарыне».

Читайте по теме
Заместитель директора департамента дорожного хозяйства при Минтрансе Шабданбек Иманкулов отметил, что при реализации проекта на 130-147 километрах трассы установили 11 водоотводных труб. Участок, где чаще всего происходят паводки, относится к пятой зоне по минимальности атмосферных осадков. «Впервые выпадает так много дождей. Специалисты уже подготовили заключение, что в двух местах надо поставить трубы для отвода воды, и проблема решится. На 131–132 километрах ОсОО «Верхолаз» определило объемы принудительного спуска камней, - рассказал он ИА «24.kg». - По проекту определили самые опасные места. Китайская компания «Чайна Роуд энд Бридж» работает только по нему, не отклоняясь от поставленной задачи. Когда они прокладывали дорогу, участки не были такими опасными, проблема возникла позже, поэтому внести изменения в проект и поставить дополнительные заграждения не смогли».

Дело труба

Контроль за исполнением проекта возложен на группу реализации инвестиционных проектов при Минтрансе. Ее директор Кубанычбек Мамаев утверждает: все, что включили в проект, выполнено. Документ разрабатывал проектно-изыскательский институт «Кыргыздортранспроект». Именно ПИИ определял участки, подверженные камнепадам и сходу селей.

Наиболее сложным назван отрезок со 130-го по 147 километр в Боомском ущелье. Сложность в том, что трассу расширяли до четырех полос. По техническим параметрам она относится к третьей категории, так как зажата с одной стороны обрывом к реке Чу, с другой – склоном гор, по которому проходит железная дорога.

Вдоль трассы расположены надземные и подземные кабельные коммуникации и высоковольтные линии. «Учитывая сложные условия местности, решено увеличить на данном участке пропускную способность, частично меняя параметры плана и профиля, за счет увеличения ширины проезжей части и устройства четырех полос движения (по 3,5 метра шириной), что соответствует дороге второй технической категории. При проектировании поперечного профиля создавались шаблоны стилей откосов насыпей и выемок с шаблонами кюветов, по которым назначались интервалы. Для обеспечения водоотвода рассчитывали линию профиля дна кювета слева и справа, после чего редактировали его дно», - говорится в проекте ПИИ.

После несчастного случая в Бооме заговорили о том, что при строительстве трассы подрезались горные склоны, использовались буровзрывные технологии. Естественный ландшафт нарушен, вследствие этого начались камнепады. Директор ПИИ «Кыргыздортранспроект» Жамшит Калилов заверил, что ошибки в проекте нет, а взрывали на других участках. Проектировщики знали, что эти места нельзя трогать, и смещали трассу ближе к железной дороге. «Проект разрабатывался в 2007-2008 годах. До 2015-го проблем не возникало, кроме 131-го километра, где впервые произошел обвал в верховых частях склона. В этом году начиная с марта идут обильные дожди. Когда мы проектировали, район считался с малым количеством осадков. Произошедшие камнепады – последствия обильных ливней», - сказал он.

По прогнозу Гидрометцентра, месячная норма осадков для этого района – 26 миллиметров, а по факту за 10-15 минут выпадает до 16-20 миллиметров. В несколько раз превышена годовая норма. Грунт размыт, камни обнажились, появилась опасность камнепадов. В сентябре на Иссык-Куле пройдут Всемирные игры кочевников, потоки туристов и делегаций устремятся через перевал. Чиновники заверяют, что обеспечат безопасность. Минтранс готовится к принудительному спуску камней. Однако это не может гарантировать, что обвал не произойдет вновь. Следует отметить, что в заключении правительственной комиссии отсутствуют рекомендации по установке заграждений. Минтранс сначала спустит камни, а о строительстве защитных стен подумает в следующем году.

Популярные новости
Бизнес