Если спросить у кыргызстанцев, чем им запомнился 2021 год, то многие в первую очередь назовут рост цен. В стране подорожало все, выросли тарифы на проезд в общественном транспорте, подорожали услуги.
2021-й стал годом ценовых рекордов, природу которых порой трудно было объяснить.
Год также показал, насколько сильно страна зависит от внешних условий. Высокий курс доллара и растущие мировые цены на биржевые товары лишили кыргызстанцев возможности хоть как-то планировать расходы.
Ценовой беспредел
По данным Национального статистического комитета, в январе-ноябре 2021 года рост цен и тарифов по республике составил 9,7 процента. Продукты и безалкогольные напитки подорожали на 11 процентов, алкоголь и сигареты — 10,8 процента, непродовольственные товары — 10 процентов, тарифы на услуги, оказываемые населению, — 5,1 процента.
Больше всего в 2021 году подорожали лимоны — на 35,3 процента.
Так что заниматься профилактикой простудных заболеваний в прошлом году стало значительно сложнее. Подорожали некоторые крупы, овощи, мясо. Цены выросли по всей стране, но дороже всего стало жить в Джалал-Абадской области. Там инфляция составила 13,8 процента. Так произошло из-за того, что в регионе на 19 процентов выросли цены на непродовольственные товары.
Причем в течение года скачки цен были еще выше. Например, в середине ноября инфляция в стране достигла 12,1 процента.
Средняя зарплата в Кыргызстане — 19 тысяч 661 сом. По сравнению с прошлым годом она выросла на 9,4 процента.
Это значит, что рост зарплат в республике не успевает за ценовыми скачками.
«Высокий уровень инфляции в Кыргызстане обусловлен, прежде всего, импортозависимостью страны от производящих товары Казахстана, Беларуси, России и резким ростом цен в этих государствах. То есть на уровень инфляции сильно повлияло удорожание продуктов, особенно поступающих к нам извне», — объясняют ситуацию в Госагентстве антипомонопольного регулирования.
Гречка, сахар, масло
С первыми холодами выросли цены на свежие овощи и фрукты. Но кыргызстанцы народ привычный. Можно затянуть пояса и обойтись без излишеств. Но вот без базового набора продуктов вряд ли. А они в этом году значительно облегчали кошельки кыргызстанцев.
Например, в 2021 году гречка подорожала на треть.
Тут сказалась зависимость страны от импорта. Своей гречневой крупы у нас нет. Продукт поставляют из России, где его и выращивают. В РФ прошлым летом цены на гречку в магазинах впервые за 10 лет превысили 100 рублей за килограмм. Чуть с опозданием отреагировал кыргызский рынок, и началось постепенное повышение цены. В итоге за год крупа стала дороже на 40 сомов.
Для многих жителей страны это стало поводом отказаться от крупы. Но вот ограничить себя в хлебе гораздо сложнее. А цены на него выросли на 11,7 процента. Если в начале года булка хлеба стоила 16-17 сомов, то сейчас 20-22 сома. Найти продукт дешевле можно только в крупных сетевых маркетах. Там его продают по 15-16 сомов. Но и качеством он не отличается.
Резкое подорожание сахара и растительного масла вынудило власти вводить госрегулирование цен.
Пока оно действовало, цены удавалось держать в узде. Но как только прошли установленные кабмином 90 дней, стоимость товаров вновь поползла вверх. За год сахар подорожал на 28,5 процента, растительное масло — на 23,2 процента.
Морковь только для элиты
Но главный ценовой рекорд года принадлежит совсем не импортному или дефицитному товару, а... обыкновенной моркови. В конце мая Нацстатком сообщил, что розничные цены на морковь и свеклу за год в Кыргызстане повысились почти в два раза. Результаты ежемесячного мониторинга показали, что розничные цены на морковь составили 40,49 сома и выросли в 1,6 раза.
К середине июня цена на морковь в Кыргызстане поднялась до 100-110 сомов за килограмм.
Чиновники такой рост объяснили дефицитом товара и ростом экспорта. Не забыли и про дорожающий доллар.
«Рост цен на морковь спровоцирован обесцениванием национальной валюты и, как следствие, увеличением расходов, неблагоприятными погодными условиями (весной — заморозки, сейчас — засуха и маловодье). Влияет и отсутствие точных прогнозов и планов по сельскохозяйственному производству, и вывоз моркови в соседние страны — Казахстан и Россию, что привело к ограниченному предложению на внутреннем рынке республики», — рассказали в Госантимонополии.
Кыргызстанцы стали шутить, что теперь в стране самым элитным блюдом стал плов с морковью. А заодно либо перестали покупать ее вовсе, либо стали брать поштучно. Такой бойкот со стороны потребителя быстро остудил пыл продавцов. Через месяц морковь подешевела в два раза — до 35-40 сомов. Цена стабилизировалась. То ли экспортировать перестали, то ли попытка получить хороший куш на фоне общего роста цен провалилась.
Любишь кататься — плати
Ушедший 2021 год кыргызстанцы хорошо запомнят и по стремительному росту цен на топливо. Еще в январе бензин марки Аи-92 стоил 35,91 сома, а к концу декабря на 23 сома дороже — 59,22 сома. Аи-95 подорожал почти на 27 сомов — с 37,78 до 64,71 сома. Чуть меньше выросла цена на дизель — на 21 сом (с 36,34 до 57,82 сома).
Ассоциация нефтетрейдеров весь год предупреждала о росте отпускных цен и необходимости поддержки со стороны государства.
«Работающие АЗС сегодня с каждого проданного литра бензина теряют 7,3 сома, дизельного топлива — 12,4 сома. Здесь и экономистом не надо быть: когда закупочные цены на 7-12 сомов выше розничных на АЗС, естественно, все отказываются работать в убыток», — рассказали в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана.
Они просили снизить на три месяца налоги для отрасли, чтобы сдержать уровень цен. Но власти в первую очередь думали о пополнении бюджета. Сдерживать рост цен нефтетрейдеры должны были своими силами. В результате по стране закрылись десятки заправок, а в октябре-ноябре и вовсе начались проблемы с топливом.
«Если сейчас в России наблюдается дефицит топлива, то они могут ограничить вывоз. Это нормальная ситуация. Любая страна в первую очередь заботится о внутреннем потребителе. Поэтому как бы мы не оказались перед выбором: либо получаем более дорогое топливо, либо его не будет вообще. Сейчас мы больше должны думать о наличии топлива в стране, а не о его цене», — предупреждал экономист Азамат Акенеев.
Повышение цен больно ударило по карманам автомобилистов, но от «железных коней» большинство все равно не отказалось.
Как выяснилось, большинство автолюбителей не готовы пересесть на велосипед, ходить пешком или пользоваться общественным транспортом. 25 процентов (478 опрошенных) не хотят отказываться от удобств. Еще 48 процентов (929 участников опроса) ответили, что не перестанут ездить на автомашине, но будут делать это при крайней необходимости.
Ситуация немного стабилизировалась к концу года. Но предшествовала этому договоренность властей и нефтетрейдеров о постепенной корректировке стоимости топлива, исходя из оптовых цен.
ГСМ потянули тарифы
Растущие в течение года цены на топливо привели к новой волне разговоров о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. Началось с традиционных митингов водителей бишкекских маршруток.
В 2021-м водители маршруток дважды устраивали забастовки.
Сначала бусики не вышли на линии в январе. Это произошло в день, когда школьники начали учиться офлайн. Тогда забастовка продлилась два дня. Второй раз они устроили транспортный коллапс в июне. На этот раз водители не выходили на линии пять дней. Забастовка прекратилась только после того, как мэрия Бишкека пообещала повысить тарифы.
К обсуждению вопроса вернулись осенью, после повторных выборов депутатов Бишкекского городского кенеша.
В мэрии утверждали: если стоимость проезда не повысить, то столица может остаться без транспорта. Проезд в городских микроавтобусах с 1 ноября 2021 года повысили до 15 сомов, в автобусах и троллейбусах — до 11 сомов.
Следом пошла цепная реакция. За последние три месяца 2021 года выросли тарифы на пассажирские перевозки во всех городах страны и по междугородним маршрутам.
Вернуться к больной теме
2021 год прошел под знаком еще одного важного события — острого энергетического кризиса. Очередной период маловодья привел к проблемам в энергоотрасли, а заодно и к новому витку идей о повышении тарифов на свет.
Первый проект среднесрочной тарифной политики стране явили в апреле 2021 года. Весьма неудачно.
Тогда предлагали повысить стоимость киловатт-часа для населения сразу в два раза — с 77 тыйынов до 1,48 сома. Правда, с оговоркой, что малоимущие будут платить меньше. Для 110 тысяч 518 семей (8 процентов от всех бытовых абонентов) предлагали установить тариф в 74 тыйына за 1 киловатт-час.
Население затею не оценило. Люди не согласны были как на такой резкий рост, так и непонятное разделение на богатых и бедных. Энергетики снова взялись за счеты. В июне предложили новый вариант — установить тариф в 1 сома 9 тыйынов без какого-либо деления. Зимой при потреблении свыше 1 тысячи киловатт предлагали платить 2 сома 52 тыйына. Но люди и на такой вариант были не согласны. Рассказы о сложностях отрасли, возможном блэкауте и огромных долгах простых людей оставили равнодушными.
В итоге президент Садыр Жапаров предложил не повышать тарифы для населения и убрать лимит потребления для высокогорных районов.
Конечно, чиновники прислушались к мнению главы государства. В итоге тарифы для населения оставили без изменений, но значительно повысили для промышленного сектора. Предприятия выступили против. Но мнение бизнеса слушать не стали и утвердили в итоге именно такой вариант цен на электроэнергию.
На этом дело не закончилось. В начале декабря президент Садыр Жапаров подписал указ о снижении тарифов на электроэнергию для малоимущих граждан до 50 тыйынов за киловатт-час. Но действовать норма начала только в этом году.
В 2022-м нас все-таки ждет пересмотр среднесрочной тарифной политики. Скорее всего, энергетики вновь предложат повышение до коммерчески обоснованных тарифов как на свет, так и на отопление и горячую воду. Так что очередной виток цен в Кыргызстане не за горами.