13:36
USD 86.80
EUR 91.76
RUB 0.80

«Безопасный город». Проект готов, водители и чиновники — нет

В Кыргызстане наконец-то запустили проект «Безопасный город». Пока камеры установили лишь на 10 перекрестках Бишкека, 17 стационарных рубежах, работают 20 передвижных аппаратно-программных комплексов. Камеры будут фиксировать семь видов нарушений ПДД.

В будущем камеры появятся на других перекрестках, а к концу 2019 года — по всей республике.

Что считается нарушением

Камеры будут фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения, движение по обочине, тротуару или велосипедной дорожке, по газонам, пешеходным дорожкам, пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение водителем требований пешеходных переходов, превышение установленной скорости, несоблюдение водителем требований остановки и стоянки.

Многие водители тут же задались вопросами: как будут фиксироваться нарушения и есть ли у них право вынужденного нарушения, к примеру, при образовании затора или помехе со стороны других участников движения?

В ГУОБДД МВД КР руководствуются только действующими Правилами дорожного движения. Одной из обязанностей водителей является управление автомобилем так, чтобы не создавать помех другим участникам дорожного движения.

Например, запрещается выезжать на перекресток или пересекать проезжую часть, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, при этом возникнет препятствие для движения в поперечном направлении.

Интересует и то, как быть водителю при повороте налево, если он пересек стоп-линию на зеленый сигнал, но встречное движение не прекращается вплоть до того, как загорается красный. Будут оштрафованы все участники движения или же водителю, которому не дали завершить маневр на разрешенный сигнал светофора, удастся избежать штрафа?

Другой пример, при повороте направо водитель должен пропустить пешеходов. Но порой вереница праздно шатающихся по проезжей части растягивается и кто-то рискнет перебежать дорогу на зеленый моргающий. Опять же водитель получит «письмо счастья». Штрафовать пешеходов в Кыргызстане пока не научились.

Любопытно автовладельцам и то, как будут камеры фиксировать пересечение стоп-линии в снегопад. Последние осадки показали, что городские службы не в силах справиться с большим количеством выпавшего снега и расчищать дороги до состояния видимости линий разметки. Водители должны ориентироваться на глаз, где остановиться, или виноватыми за их нарушения будут коммунальные службы?

То же касается и выбоин на трассе. В идеале дорожники должны следить за состоянием покрытия, но есть и другие факторы — не провели тендер, нет работников, закончился материал.

Таких частных примеров сотни. Но, к сожалению, в ГУОБДД МВД КР не спешат разъяснять автовладельцам тонкости, перекладывая свою работу на Государственный комитет информационных технологий и связи.

В рамках «Безопасного города» нет ни справочной, ни горячей линии, куда можно обратиться для досудебного разбирательства.

К тому же к Правилам дорожного движения должны быть прописаны комментарии, но и этого в Кыргызстане нет.

Как водителей вводят в заблуждение

В редакцию 24.kg не переставая обращаются читатели с просьбой разъяснить им, как быть в той или иной ситуации. Складывается ощущение, что одна часть водителей не знает правил, а другая уже запуталась в нововведениях.

По словам читателя, на пересечении улиц Горького и 7 Апреля из-за знака не видно камеру.

«Знак стоит в трех метрах от камеры и направлен в другую сторону. Когда у нас научатся нормально ставить знаки? Порой они вводят в заблуждение, противоречат друг другу», — рассказал он.

Кроме того, на улице Ибраимова знак «Видеофиксация» установлен, а камер на перекрестке нет.

Не было знаков и по объездной дороге в районе села Новопокровка, где установили камеры.

Автовладельцы также не знают, как быть, если они продали машину по доверенности и сейчас хотят ее переоформить, но не могут найти нового хозяина. В департаменте регистрации транспортных средств и водительского состава ГРС предложили искать через социальные сети, знакомых, выезжать по месту жительства, отозвать доверенность. В ГУОБДД МВД КР открестились от проблемы, сказав, что регистрацией и перерегистрацией автомобилей они не занимаются.

Разве не входит в служебные обязанности МВД объявить машину в розыск, дать ориентировку?

Правоохранительные органы считают, раз ответственным за реализацию проекта «Безопасный город» назначен Госкомитет информационных технологий и связи, ему и отвечать на все вопросы. При этом в МВД забывают, что от полученных штрафов будут получать 20 процентов.

Не потому ли они замалчивают нюансы, чтобы получить больше прибыли и заведомо сделать виноватыми водителей? О презумпции невиновности все напрочь забывают.

Нам нужен идиотен-тест

Каждый водитель знает, что нельзя проезжать перекресток на запрещающий сигнал светофора, парковаться в неположенном месте, превышать скорость, создавать помехи и препятствовать движению пешеходов. Тем не менее многие ежедневно нарушают правила.

В Германии нашли отличный способ борьбы с такими нарушителями. После третьего нарушения водителю присылают уведомление о переэкзаменовке. В народе ее прозвали идиотен-тест.

Немецкие власти считают, что, если ты с первого-третьего штрафа не понял, что нарушать нельзя, значит, ты идиот.

Идиотен-тест без подготовки пройти невозможно, поэтому нужно посетить около 40 занятий с психологом, который будет долго и нудно читать лекции на тему того, как правильно водить автомобиль, вести себя за рулем и как должен думать настоящий водитель.

Вот один из вопросов теста: что вы будете делать, если в гостях, куда вы приехали на машине, вам предложат выпить? Без подготовки водитель может ответить, что вызовет такси или останется ночевать в гостях, и провалит тест.

Правильный ответ: он не поедет к тем людям, которые посмеют предложить ему выпивку.

Нарушителя могут попросить нарисовать елку и предложат красный карандаш, а потом скажут, что елки красными не бывают.

Подловить могут и на входе в кабинет, спросив, почему он не закрыл дверь. Человек машинально обернется и допустит ошибку. Это показатель того, что он не смог запомнить даже элементарного, не то что ПДД.

В Германии созданы такие условия, когда разумнее, дешевле и проще быть послушным автовладельцем, чем нарушать правила.

В Кыргызстане уместно было бы на такой тест отправлять не только водителей, но и сотрудников милиции.

И снова обещания

На совещании в правительстве Мухаммедкалый Абылгазиев поручил всем заинтересованным сторонам завершить подготовку к проекту в утвержденный срок — 12 февраля. Премьер-министр рекомендовал чиновникам продлить еще на месяц промышленный запуск «Безопасного города».

Председатель Государственного комитета информационных технологий и связи Бакыт Шаршембиев рассказал 24.kg, что нет никаких объективных причин откладывать задуманное.

«Откладывать запуск проекта Госкомитет информационных технологий и связи не намерен. С 12 февраля водители начнут получать постановления о нарушении, но штрафы пока им выставлять не будут», — сказал он.

За день до запуска проекта заместитель главы ведомства Кубаныч Шатемиров сказал, что штрафы начнут рассылать с 12 февраля. Никаких отсрочек не будет.

Обещали разработчики запустить к этому сроку приложение и оповещение нарушителей. Но его все еще тестируют, и водители пока могут узнать о штрафе на портале uslugi.gov.kg. Для этого нужно постоянно заходить на портал и проверять наличие штрафов.

Неудобно, но имеем то, что имеем. Нам обещали запустить камеры и снизить аварийность и смертность на дорогах, а не создать удобную в использовании программу.

Может быть, прав был премьер-министр, когда просил отложить запуск проекта? Ни он сам, ни его чиновники, ни водители не готовы к порядку на дорогах?

Популярные новости
Бизнес