06:16
USD 86.20
EUR 91.64
RUB 0.89

На те же грабли. В мэрии пока не решили, как будут ремонтировать дороги

В 2019 году столичный муниципалитет продолжит ремонт дорог. В списке более 60 объектов. Пока окончательно он не утвержден. Городские власти в надежде избежать противостояния с бишкекчанами решили вынести все проекты реконструкции на общественное обсуждение.

Рубить или не рубить

Реакция ждать долго не заставила. Одна из участниц инициативной группы по обсуждению проектов, руководитель ОФ «Наше право» Калича Умуралиева сообщила, что Бишкек лишится 310 деревьев только на одной улице. В мэрии поспешили уверить, что намерены сохранить деревья.

«Выводы по улице Токтоналиева мы сделали», — добавили в муниципалитете.

Тогда, напомним, на защиту деревьев вышли местные жители и экоактивисты. Они обнимали стволы, не давая рабочим их сносить. Граждан задержали. Деревья срубили. Жители решили обжаловать действия мэрии по реконструкции улицы в суде. Но Фемида поддержала муниципалитет.

Только в 2017 году в столице снесли 2 тысячи 938 деревьев, из них аварийными были лишь 840.

Столичные власти постарались снизить градус людского возмущения массовой высадкой крупномерных саженцев. В том же 2017 году в Бишкеке появилось более 10 тысяч молодых деревьев. Но и тут возмутились жители. Уже их ценой. Стоимость саженцев доходила до 9 тысяч сомов.

Экологи вообще назвали меру «пылью в глаза». В прямом и переносном смысле.

«На одном из форумов бывший вице-мэр убеждал, что сажают больше, чем вырубают. Это ложь. Надо мерить не саженцами, а кронами. Именно она главная в озеленении», — отметил эколог доктор биологических наук Эмиль Шукуров.

Массовая вырубка деревьев стала, по мнению ряда экологов, одной из причин высокого уровня загрязнения воздуха в столице.

Работа над ошибками

По словам начальника управления капитального строительства мэрии Уланбека Азыгалиева, практически все проекты реконструкции дорог готовы. По некоторым продолжается согласование.

«Мы дополнительно включили вопросы благоустройства, озеленения. Они сейчас рассматриваются. Дороги будут расширяться, строиться тротуары, ирригация. Это приведет к сносу деревьев. Создана рабочая группа, которая изучает, сколько будет убрано зеленых насаждений, чтобы потом высадить такое же количество», — сказал он.

Решили в муниципалитете постараться избежать моментов, когда коммунальщики для ремонта сетей вскрывают новое полотно.

Для этого инженерным службам также повторно отправили документы.

Пока окончательный перечень дорог, которые затронет ремонт, в УКС не представили. Отметили, что большая часть работ пройдет на второстепенных улицах и в жилых массивах. Из центральных ремонт запланирован на улице Жукеева-Пудовкина (от Ахунбаева до Медерова). Улицу Кулатова пробьют от Абдрахманова до Карасуйской (район инфекционной больницы) через территорию ПТУ № 5.

«Мы постараемся не закрывать разом все дороги, чтобы избежать транспортного коллапса. Работаем совместно с райадминистрациями и ГУОБДД», — отметил он.

Земельные споры

При реконструкции муниципалитет снова столкнется с проблемой сноса заборов, жилых и нежилых объектов. Многие из них построены незаконно.

«В частном секторе многие владельцы домов расширили свои участки за счет муниципальных земель. Соглашение подписано несколько лет назад. Уже тогда городские власти знали, что будут ремонтировать дороги, могли решить вопрос с захватом муниципальных земель, высудить все улицы», — отметила Калича Умуралиева.

Заниматься сносом незаконных построек и выкупать законные, похоже, придется во время работ. Как и в ходе первой фазы.

Тогда под снос попало более 2 тысяч объектов. В основном заборов, хозпостроек, гаражей.

А в некоторых случаях собственники отказались продавать земельные участки. В итоге получились такие случаи, когда пришлось сужать тротуар, на одной улице он вообще уперся в забор.

Она добавила, что план реконструкций улиц не согласовывается с разрабатываемым проектом детальной планировки центральной части Бишкека. «В нем, например, предусмотрена пробивка одной из улиц через территорию бывшего завода Ленина. Но в проекте реконструкции этого нет. Когда этот вопрос будет рассматриваться?» — интересуется Калича Умуралиева.

Когда согласья нет

Неслаженность работы служб, отсутствие хорошей предварительной аналитической подготовки отметил и городской планировщик Атай Самыйбек.

«Прежде чем получать кредит, грант, писать проекты и рисовать улицы, необходимо провести хорошую аналитическую работу, прогнозирование. Необходимо проработать все вопросы с ГУОБДД, экологами, озеленителями, инженерными службами. Мы при реконструкции меняем сети, но у нас нет четких регламентов, где они должны проходить», — отметил он.

Большое внимание необходимо уделять работе с общественностью и местными жителями. В развитых странах на информационную кампанию закладывают средства сразу в проект.

«А у нас по большей части реакционная политика. Написал кто-то в социальных сетях, власти отреагировали. А должно быть наоборот. К сожалению, это не заложено в техническом задании, а значит, не выделяется средств. После ситуации на Токтоналиева и других социальных конфликтов между городскими властями и местными жителями муниципалитет стал лучше работать в информационном поле, стал оповещать людей, разговаривать с ними», — отметил он.

По его мнению, еще одна проблема в реконструкции — разрозненность всех государственных органов. Когда дорожники не задумываются об озеленении и наоборот.

«У нас нет комплексного подхода к обустройству городского пространства», — добавил Атай Самыйбек.

Популярные новости
Бизнес