11:10
USD 86.50
EUR 91.18
RUB 0.86

Радужные планы и печальная реальность. Как будут развивать Бишкек

Чиновники видят Бишкек через пять лет «современным городом с зеленой и благоприятной средой для жизни и работы горожан, центром образования и культуры, притяжения капитала и туристов, драйвером роста экономики страны».

Мэрия Бишкека разработала и внесла в БГК проект программы социально-экономического развития до 2026 года. Редакция 24.kg изучила документ и пришла к неутешительному выводу. Чиновники обозначили проблемы города, но предложенные ими варианты их решения зачастую имеют декларативный характер.

Вагон и маленькая тележка проблем

В мэрии определили шесть основных направлений развития:

  • обеспечение доступности и качества социальных услуг;
  • благоприятная городская среда;
  • современная городская инфраструктура;
  • привлекательный архитектурно-художественный облик города;
  • рост экономики и укрепление местного бюджета;
  • эффективное городское управление.

У мэрии амбициозные планы: увеличить бюджет в 1,6 раза — до 16 миллиардов сомов, сократить уровень бедности с 16,8 процента до 11,9 процента, общей безработицы с 5,9 процента до 5 процентов.

Также планируют повысить среднюю продолжительность жизни горожан с 71,5 года до 72, увеличить количество школ и детсадов, а индекс доверия к местной власти с 23,5 балла до 50.

Для того чтобы Бишкек-2026 стал «благоустроенной и зеленой столицей», а именно такое название у новой программы, муниципалитет проанализировал достижения и проблемы, оставшиеся после предыдущей программы «Город благоприятных условий».

Это и нехватка медицинских кадров, зданий ЦСМ, больниц, школ, детсадов, объектов культуры, их слабая материально-техническая база — они выявлены во всех сферах и секторах. В принципе, Америку в мэрии не открыли. Эти проблемы известны всем горожанам. Но муниципалитет не предлагает каких-то новых, действенных вариантов их решения. Например, построить новые и вернуть прежние здания дошкольных организаций, переданные другим ведомствам, помещения в стационарах, сданные в аренду. Но для первого нужны большие деньги и свободные территории в городе, а разговоры о втором ведутся не первый десяток лет.

Городская больница № 6 не может себе вернуть корпус. Летом стало известно, что договор аренды с клиникой Исманкулова, которая и занимает помещение, управление муниципальным имуществом продлило еще на три года.

Хотя еще в феврале говорили, что частная организация съедет. Возвращенные же объекты можно посчитать по пальцам одной руки.

Смог развеют, деревья посадят

Город должен быть комфортным для жизни. Но Бишкек таким назвать нельзя: грязный воздух, разбитые тротуары, засыхающие деревья.

Отрадно, что и в мэрии это понимают, поэтому и прописали в программе, что будут добиваться возвращения Бишкеку статуса зеленой столицы с образцовой чистотой и зонами отдыха, с чистым воздухом, развитой улично-дорожной сетью, комфортным и доступным транспортом и безопасными улицами.

Казалось бы, вот оно, заживем, если бы не одно но. Как можно этого добиться, городские власти, судя по всему, не совсем понимают. Например, хотят улучшить систему управления твердыми бытовыми отходами. Но эту песенку горожане слушают на протяжении десяти лет: проект по рекультивации Бишкекского санитарного полигона (БСП) и улучшению ситуации с выбросом твердых бытовых отходов в столице начали готовить еще в 2011-м. В рамках проекта ЕБРР и Евросоюз выделили 22 миллиона евро в виде гранта и кредита. Уже потратили половину суммы, но городская свалка продолжает дымить.

Или предлагается сажать деревья. Но прошедшее лето показало, что поливать их нечем. Мэрия хотела пробурить две скважины для парков «Балалык» и «Дружбы народов Кыргызстана и Азербайджана», но желающих выполнить заказ не нашлось.

Придумали в муниципалитете, как сделать воздух чище: через использование альтернативных источников энергии для обогрева частного сектора и транспорта и создание системы управления экологией города. И надо для этого всего ничего: ускорить газификацию частного сектора и переход на экологичный транспорт, а также планировать расположение многоэтажных зданий и сооружений с учетом розы ветров. Как говорится, поздно пить боржоми.

Город застраивался хаотично последние 30 лет. Сносить многоэтажки однозначно никто не будет.

Но в мэрии настроены оптимистично, считая, что «Бишкек должен сформировать современный архитектурно-художественный облик с сохранением уникального исторического образа».

Всего лишь-то надо создать нормативно-правовые основы: разработать Генплан Бишкека на 25 лет, определить «концептуальное видение архитектурно-художественного облика города», обеспечить контроль над строительством и обеспечить открытость и прозрачность принятия решений в сфере градостроительства. Реализовать это предлагается через утверждение административных границ города и разработку проекта городской черты, проведение топографической съемки территории Бишкека, разработку концепции единого архитектурно-художественного образа и дизайн-кода, а также разработку и утверждение правил землепользования и застройки (ПЗЗ), плана детальной планировки оставшихся частей столицы.

Напомним, что мэрия уже обжигалась на ПДП. В итоге горожане подали иск об отмене документа и выиграли все инстанции. А Генпрокуратура сообщила, что Проект детальной планировки центральной части нанес ущерб государству на более чем 20 миллионов сомов.

Где возьмут деньги?

Сегодня структура экономики города представлена тремя основными направлениями: сферой торговли и услуг, строительством и отраслями промышленности. Доходы города на 89,8 процента формируются за счет налоговых поступлений и на 8,8 процента — неналоговыми сборами. Поэтому, отмечают в мэрии, необходимо не только развивать бизнес, повышать эффективность управления активами города, но и работать над выводом экономики из тени. А для этого будут анализировать системы учета активов муниципалитета и оценивать эффективность управления этими активами.

А особое внимание планируют уделить расходам самого муниципалитета. Часть услуг предлагается перевести на аутсорсинг.

В мэрии признают, что сегодня система управления городом оставляет желать лучшего. Она громоздкая, сложная, недостаточно эффективная, в ней не всегда четко разграничены полномочия между структурными подразделениями, а многие вопросы решаются только в аппарате мэрии. Но что-то менять в муниципалитете не спешат — ждут, пока кабмин утвердит типовую структуру и штатное расписание.

«У нас почему-то Бишкексвет строит парки, «Зеленхоз» — дорожки. Это входит в их функции? О каком качестве работ может иди речь? С какого перепугу Бишкексвет строит парки, когда у нас в отдельных частях столицы темное царство? «Тазалык» занимался озеленением Бишкека. Я откровенно скажу: чем больше они завышали объем денег, которые у себя крутили, тем больше были возможности воровать. Деньги были из бюджета выделены, а в итоге ни работы, ни денег. Так и образовались эти долги муниципальных предприятий — 1 миллиард 364 миллиона сомов», — отметил в начале октября градоначальник Айбек Джунушалиев. Сколько удалось за это время вернуть — в мэрии пока не озвучили.

На воплощение всего задуманного в жизнь потребуется 26 миллиардов сомов, в том числе за счет бюджета — 10,47 миллиарда. На сегодня это практически годовой бюджет столицы.

Где муниципалитет планирует брать деньги? «Это еще и собственные средства муниципальных предприятий, а также внебюджетные источники (средства партнеров, международные гранты и кредиты)», — говорится в документе.

Популярные новости
Бизнес