Правительство Кыргызстана явило миру проект бюджета страны на 2016 год. Время для его рассмотрения в парламенте выбрали, мягко говоря, неудачное. До конца года все меньше времени, а с ним тает и надежда на то, что народные избранники успеют принять главный финансовый документ страны в трех чтениях.
Непредвиденные обстоятельства
Сложно упрекать Министерство финансов в нерасторопности: бюджет сверстали еще в начале сентября. Однако судьба у документа незавидная. На рассмотрение парламента его внесли к началу предвыборной гонки. Какой там бюджет, когда на карте депутатские мандаты!… В итоге важные и нужные документы оставили новым парламентариям.
К тому моменту, когда депутаты наконец получили заветные мандаты и приступили к работе, Минфин ждал еще один сюрприз. Правительство изменило свою структуру, а парламент идею одобрил. Министерству финансов пришлось отзывать проект бюджета. Новая структура кабмина требовала иных расходов. К началу декабря ведомство закончило подсчеты и представило окончательный вариант бюджета-2016.
Он рассчитан на основе программы социально-экономического развития страны, которую традиционно готовит Министерство экономики. По его мнению, рост ВВП в 2016 году ожидается на уровне 5,2 процента (против 3,1 процента в нынешнем). А вот инфляции - выше на 4,2 процента (9,8 процента против нынешних 5,6).
Казна ЕАЭСом пополнится
Бюджет на 2016 год сверстан с расчетом вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз и повышения акциза на водку, табак и бензин. Похожая корректировка была и в этом году. Однако из-за позднего вступления страны в ЕАЭС достичь планируемого уровня доходов не удалось. Остается надеяться, что в следующем году мы воспользуемся всеми преимуществами евразийства.
Общие доходы бюджета с учетом грантов по программе госинвестиций в 2016-м - 141 миллиард 433,1 миллиона сомов, или 28,2 процента к ВВП. По сравнению с уточненным бюджетом 2015-го доходы вырастут на 11,7 процента (на 14 миллиардов 798,3 миллиона сомов. Наибольшая доля в структуре доходов будет приходиться на налоговые поступления (107 миллиардов 647,3 миллиона). Традиционно наибольший вклад в казну делают Налоговая и Таможенная службы. Ожидается, что от них поступит 75 миллиардов 471,2 миллиона и 32 миллиарда 176,1 миллиона сомов.
Структура налоговых поступлений на 2015 и 2016 годы (в миллионах сомов)
Неналоговые доходы бюджета в 2016 году оцениваются в 22 миллиарда 156,2 миллиона сомов, или 4,4 процента к ВВП. Они снизятся на 459,2 миллиона.
В бюджете 2016 года заложены и существенные риски исполнения его доходной части. Одним из самых серьезных называется снижение объема импорта из стран ЕАЭС. Оценочное выпадение налогов и таможенных платежей составляет от 2 миллиардов сомов. Решение о поэтапной отмене налога с продаж лишит казну 1,5-6 миллиардов сомов. В проекте бюджета прогноз поступлений от приватизации государственной собственности предусмотрен в 3,2 миллиарда сомов. Если желающих купить объекты не найдется, казна лишится и этой суммы. В итоге возможное выпадение доходов оценивается в 6,7-11,2 миллиарда.
Социалка дорожает
Столь серьезные риски заставляют Министерство финансов более взвешенно подходить к государственным расходам. Планируется, что ежегодно будут сокращаться неприоритетные и неэффективные траты. Однако из года в год аппетиты все растут. За счет изменения структуры правительства удалось сэкономить 300 миллионов сомов. Однако итоговые показатели расходов все равно больше данных текущего года.
Общие траты бюджета на 2016 год предусматриваются на уровне 163 миллиардов 886,9 миллиона сомов (32,7 процента к ВВП). Это на 5 миллиардов 916,9 миллиона больше уточненного бюджета 2015-го. Есть и еще одна характерная черта казны, которая в ближайшее время не изменится: она по-прежнему социально направленная. Эксперты и чиновники считают, что государство должно меньше тратить на социалку и больше на развитие, но изменить ситуацию пока не удается. Траты на образование, здравоохранение и социальную защиту составят 70 миллиардов 765,9 миллиона сомов против нынешних 63 миллиардов 162,9 миллиона.
Больше всего увеличатся расходы на соцзащиту – на 6 миллиардов 584,2 миллиона сомов. Их основные получатели - Социальный фонд и Минсоцразвития. Для выполнения обязательств государства по пенсионному обеспечению, выплатам надбавок и компенсаций на 2016 год предусмотрено 17 миллиардов 46,4 миллиона сомов. Это на 491,1 миллиона больше, чем в 2015-м.
Расходы Министерства труда и социального развития на выплату госпособий, пособий по безработице, компенсаций, на социальное обеспечение трудящихся, содержание стационарных учреждений сложатся в сумме 8 миллиардов 265 миллионов сомов, что на 683,3 миллиона больше показателей 2015 года.
Еще одна весьма затратная статья многострадального бюджета – образование. В 2016-м траты на нее вырастут на 292,2 миллиона сомов. Самые большие расходы у Министерства образования и науки - 18 миллиардов 436,7 миллиона. Это на 593,3 миллиона больше показателей 2015-го. Расходы увеличены на заработную плату сотрудников новых дошкольных учреждений, на повышение зарплаты учителей в связи с введением квалификационных категорий. Кроме того, дополнительных денег требует введение 480-часовой программы дошкольной подготовки детей. На покупку компьютеров предусмотрено 38 миллионов сомов, на издание и тиражирование книг – 120 миллионов.
На 726,7 миллиона в 2016-м вырастут расходы на сферу здравоохранения. При этом бюджет Минздрава на 2016 год сократили на 777 миллионов сомов - до 3 миллиардов 724,7 миллиона. В бюджете предусмотрено 225 миллионов сомов на гемодиализ, дополнительно на противодиабетические препараты (инсулин) – 60 миллионов, на препараты от СПИДа – 20 миллионов, на Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники – 70 миллионов сомов.
Расходы Фонда обязательного медицинского страхования вырастут сразу на 1 миллиард 682,7 миллиона сомов. ФОМС потратит в 2016 году 10 миллиардов 227,1 миллиона. Увеличение связано с переводом организаций здравоохранения Бишкека на финансирование из республиканского бюджета.
Куда скромнее траты по статье «Оборона» - всего 2 миллиарда 177,6 миллиона сомов. На общественный порядок и безопасность (с учетом спецсредств и без учета судебной системы и отдельных ведомств силового блока – их бюджет принимается в закрытом режиме) направят 3 миллиарда 96,4 миллиона сомов. Это на 212,4 миллиона меньше показателя 2015 года.
В 2016-м сократятся расходы на экономические вопросы. Большая часть денег предусмотрена для Министерства транспорта и коммуникаций – 21 миллиард 175,7 миллиона сомов. Увеличение его расходов связано с проектами реабилитации автомобильных дорог. Из общей суммы на их ремонт и содержание направят 20 миллиардов 756,9 миллиона сомов (98 процентов от общей суммы).
Становимся скромнее?
Из года в год казна Кыргызстана дефицитная. В 2016-м сверх доходов планируется потратить 22 миллиарда 453,8 миллиона сомов (4,5 процента к ВВП). В 2015-м дефицит составит 25,3 миллиарда. Его снижение на 2,9 миллиарда – существенный шаг в оптимизации и сокращении неприоритетных и неэффективных расходов. На покрытие дефицита бюджета используют средства внешних и внутренних источников. По последним складывается отрицательное сальдо в 8 миллиардов 588,3 миллиона сомов. По внешним – плюс 31 миллиард 42 миллиона.
Проще говоря, мы по-прежнему не справляемся самостоятельно с растущими аппетитами. В рамках программной помощи планируется поступление 5 миллиардов 241 миллиона сомов ($83,88 миллиона). Из них 2 миллиарда 647 миллионов ($43,85 миллиона) – кредиты, а 2 миллиарда 593,9 миллиона ($40,03 миллиона) гранты. Но и эти деньги мы можем упустить из-за нерасторопности чиновников.
«Некоторые министерства и ведомства КР, задействованные в выполнении условий программ международных финансовых институтов, не в полной мере осознают ответственность при невыполнении условий данных программ. Это может привести к негативным последствиям и недополучению финансовых средств», - говорится в проекте бюджета КР на 2016 год.
Ох уж этот парламент!
Правительство рассмотрело и одобрило бюджет лишь 8 декабря - более чем поздно. До конца года оставалось чуть более трех недель. За это время главный финансовый документ должны рассмотреть во фракциях и комитетах Жогорку Кенеша, а затем вынести на одобрение палаты, причем в трех чтениях. Глава правительства надеялся на поддержку депутатов.
«Мы подошли рационально к расходной части. На отдельные мероприятия деньги сейчас не предусмотрены, но министерства и ведомства могут не переживать. Если мы реализуем крупные проекты, то выделим дополнительные средства. Мы будем просить депутатов до конца года принять бюджет в трех чтениях», - отметил Темир Сариев.
Но не тут-то было! Принимать главный финансовый документ страны без детального изучения депутаты не хотят. Даже нардепы от партии власти отказались рассматривать его в спешке. На этой неделе документ рассматривали сразу во всех комитетах с настоятельной просьбой принять концепцию закона в первом чтении. Нардепы идут на уступки, чего нельзя сказать о фракции СДПК. Ее депутаты отложили рассмотрение документа, сославшись на то, что бюджет представили слишком поздно. Дескать, не успели детально изучить. Да и разница в цифрах в проекте бюджета на 2016 год у многих вызвала негодование. А тут еще спешно принимаются поправки в бюджет текущего года.
Как бы там ни было, вопросов и претензий к документу более чем достаточно. Это означает, что с каждым днем надежда правительства утвердить бюджет до конца года тает вместе со снегом на дорогах столицы.