01:29
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96

100 дней мэра. Любви с Бишкеком не случилось

Айбека Джунушалиева избрали мэром Бишкека 26 августа. В тот день новоиспеченный градоначальник заявил, что он не киноактер, а госслужащий. И пришел в город не пиариться, а работать. Но результаты этой работы горожане за три месяца так и не увидели.

Немного пи-ара

Началось все со скандала. Мэрии Бишкека потребовалась машина представительского класса — Toyota Prado. И в сентябре муниципалитет внес в БГК постановление «О даче согласия на принятие в муниципальную собственность автотранспортного средства». Но после шквала критики, на следующий же день отозвала документ. В муниципалитете объяснили, что решение принял мэр «с учетом мнения горожан».

Потом в мэрии обнаружили недостачу огромной суммы денег.

Мы не знаем, куда делись 240 миллионов сомов. Не можем найти концы.

Айбек Джунушалиев

Речь идет об уточненной задолженности муниципальных предприятий перед мэрией — 1 миллиарде 364 миллионах сомов. Образовалась она, по мнению мэра, из-за того, что занимались структурные подразделения не своей работой и без должного контроля.

«У нас почему-то Бишкексвет строит парки, «Зеленхоз» — дорожки. Это входит в их функции? О каком качестве работ может идти речь? С какого перепугу Бишкексвет строит парки, когда у нас в отдельных частях столицы темное царство? «Тазалык» занимался озеленением Бишкека. Я откровенно скажу: чем больше они завышали объем денег, которые у себя крутили, тем больше были возможности воровать. Деньги были из бюджета выделены, а в итоге ни работы, ни денег. Так и образовались эти долги», — заметил градоначальник.

В мэрии затеяли аудит структурных подразделений, но о его результатах до сих пор не сообщили.

Зарубежные вояжи

За прошедшие три с небольшим месяца Айбек Джунушалиев дважды побывал в зарубежных командировках: в Москве и Минске. В столице России он ознакомился с деятельностью городских служб и структур, в частности Центра организации дорожного движения Москвы. А в Беларуси встретился с председателем Минского городского исполнительного комитета Владимиром Кухаревым и посетил Минский автомобильный завод. Мэр отметил, что столица Кыргызстана испытывает острую необходимость в закупке городского общественного транспорта, работающего на газомоторном топливе и электричестве.

Оказывается, за рубеж мэра отправлял президент Садыр Жапаров по вопросу завоза общественного транспорта.

Об этом глава государства сказал во время встречи с жителями новостройки «Ала-Тоо 3». «Мы сейчас закупаем автобусы и тогда решим проблему общественного транспорта. Автобусы сами будут заезжать к вам», — сказал Садыр Жапаров.

Но договорился ли Айбек Джунушалиев о поставках транспорта, в мэрии не сообщили.

Верный соратник

Айбек Джунушалиев до 2021 года был мало знаком кыргызстанцам, поскольку не занимал высоких должностей. Свой трудовой путь начал еще во время учебы в вузе с должности слесаря-сантехника в КГНУ, затем четыре года преподавал в этом же учебном заведении, работал в Чуйской областной администрации, некоторое время руководил аппаратом полномочного представителя правительства в этом регионе.

Его карьера пошла на взлет в феврале этого года, когда его назначили первым заместителем руководителя аппарата правительства. 20 мая он стал первым заместителем председателя кабинета министров.

Менее чем через три месяца его назначили и. о. мэра столицы. Уже тогда стало понятно, что именно он возглавит муниципалитет, так как до выборов нового градоначальника оставалось две недели. Так и случилось.

В день выборов Айбек Джунушалиев сказал, что он не киноактер или какая-то известная личность, чтобы быть известным, а госслужащий, и теперь занял политическую муниципальную должность. «Я не буду давать неисполнимых обещаний. У меня нет бизнес-интереса, я не бизнесмен и никогда им не был. Я пришел в город, чтобы работать. Готов выслушать всех, даже представителей тех партий, которые не прошли в горкенеш», — сказал он.

Чем на самом деле отличился мэр — так это исполнительностью.

Например, он попросил депутатов БГК приостановить проведение заседаний и работ по заказам избирателей на период проведения выборов с 28 октября по 28 ноября. Дескать, президент Садыр Жапаров на различных площадках акцентирует внимание на необходимости обеспечения справедливых и честных выборов без использования административного ресурса на всех уровнях власти.

Интересно, что в горкенеше это письмо никак не прокомментировали, но с тех пор ни одного заседания комиссий не транслировалось. Да фактически и не проводилось.

После же громких заявлений главы государства о том, что к апрелю будут узаконены земельные участки в жилмассиве «Ала-Тоо-3» возле столичной ТЭЦ-2, мэрия отчиталась, что Айбек Жунушалиев встретился с жителями жилмассивов «Ак-Босого» и «Жер-Ынтымак» и сообщил, что для узаконения земельных участков в жилмассивах создадут мобильные группы.

Напомним, что еще в августе Садыр Жапаров подписал закон, предусматривающий изменения в Закон «О переводе (трансформации) земельных участков». При этом документ освобождает от необходимости выплаты компенсации, связанной с сельскохозяйственными потерями.

Свалка и тарифы

А вот попытка градоначальника разрешить проблему горящей свалки закончилась неудачей. На ней он побывал и в статусе исполняющего обязанности, и уже в качестве мэра.

После второй поездки Айбек Джунушалиев распорядился расторгнуть контракт с эстонской компанией Ehitusfirma Rand Ja Tuulberg AS, которая была подрядчиком по выполнению работ по рекультивации и консервации дымящихся участков мусорного полигона. Однако менее чем через месяц мэрия сообщила, что на санитарном полигоне Бишкека возобновили работы по рекультивации. Подрядчик остался тот же.

Айбек Джунушалиев рискует остаться в памяти как градоначальник, при котором повысили стоимость проезда в общественном транспорте. С начала года прошло несколько забастовок водителей маршруток, и муниципалитет в итоге сдался. Торги и обсуждения шли несколько месяцев и закончились повышением тарифа.

Все пойдет по плану?

Не добавила понимания, как будет работать мэр и муниципалитет, и недавно разработанная пятилетняя программа социально-экономического развития города «Бишкек-2026. Благоустроенная и зеленая столица». Изучив документ, редакция 24.kg пришла к неутешительному выводу: чиновники обозначили проблемы города, но предложенные ими варианты их решения зачастую имеют декларативный характер. Возможно, горожанам было бы понятнее и приятнее, если бы мэрия и горкенеш не просто вывешивали 37-страничный документ на общественное обсуждение, а провели встречи, рассказав о планах, а главное, о том, как их планируют реализовывать.

Остается, видимо, записываться на личный прием к Айбеку Джунушалиеву, чтобы задать интересующие вопросы.

Ведь, по уверению его пресс-службы, «выслушав каждое обращение, мэр в оперативном порядке оказывает содействие в решение вопросов бишкекчан. Бывает так, что некоторые задачи требуют детального разбирательства, в связи с этим глава муниципалитета совместно с руководителями городских служб проводят выездные совещание на местах».

Вот только пойдет ли дело дальше обсуждений и совещаний, все еще не понятно.

Популярные новости
Бизнес