Директор Госагентства по делам молодежи, физической культуры и спорта Кыргызстана Канат Аманкулов на должности год. За это время он провел несколько крупных турниров и начал реформы, способные стать судьбоносными для нашего спорта. Что получилось, а что нет, и есть ли надежда, что на следующей летней Олимпиаде у КР будут медали, чиновник рассказал ИА «24.kg».
Событие века
— Первое полугодие на должности у вас получилось насыщенным. Много ли сделали за второе?
— Долгое время одной из проблем нашего спорта было неэффективное управление. Это выражалось, в частности, в работе шести республиканских спортшкол (РСДЮШОР). Сидя в столице, их директора слабо контролировали тренерско-преподавательский состав в регионах и посещаемость учащихся. Не всегда рационально тратили средства, плохо взаимодействовали с Дирекцией по олимпийским видам спорта (ДОВС): несмотря на большое число талантливой молодежи, взрослые сборные зачастую не получали подпитки. Отсюда невысокая массовость спорта в регионах и не лучшие результаты на той же Олимпиаде.
Этой весной мы понизили статус РСДЮШОР до обычных спортшкол, часть из них объединили и сократили руководящий аппарат. Бюджеты РСДЮШОР разделили между региональными школами, а функции проведения чемпионатов КР и формирования молодежных команд поручили дирекции. Теперь система подготовки атлетов выглядит так. Вначале ребята занимаются в районной или городской ДЮСШ. Показав хороший результат, попадают в региональную СДЮШОР и могут выступать за область. А оттуда прямая дорога в национальную сборную. На дирекции теперь особая миссия: прослеживать путь талантливых атлетов с юности до завершения карьеры.
Осенью директора всех наших школ представят программы развития спорта в своем регионе, а затем будут отвечать за их реализацию. Сидеть по 20–30 лет на должности и ничего не делать уже не получится. Тренеры же ни в чем не ущемлены. Их труд будем оплачивать по заслугам. Пользу реформы увидим на Азиаде-2018 и Олимпиаде-2020. Готовясь к ОИ, уже не будем, как раньше, радоваться числу лицензий, а сможем уверенно заявлять, что выиграем две-четыре медали. Система рассчитана на много лет, независимо от того, кто будет главой госагентства. Коснулась реформа и аппарата ГАМФКиС: наши сотрудники прошли конкурсный отбор. У нас самый молодой коллектив из всех госорганов. Эти ребята еще себя покажут!Спортивная общественность восприняла реформу на ура. Недовольны разве что те, кто при реорганизации РСДЮШОР потерял высокую должность
Марат Аманкулов
— Не вызывает беспокойство уровень подготовки кадров в регионах?
— Его вызывает уровень кадров во всей нашей отрасли. Хотим внедрить в Академии физкультуры систему повышения квалификации и переподготовки тренеров и преподавателей. Вопрос упирается в финансы: надо дополнительно около 20 миллионов сомов.
— Кадры на местах нужно мотивировать…
— Бюджет госагентства на 2017 год — 630 миллионов сомов. Для повышения зарплаты тренерам и аппарату ГАМФКиС надо еще 100 миллионов. Чтобы довести нормы питания всех атлетов до необходимого уровня — еще 70 миллионов. Чтобы мотивировать сельских физруков открывать секции и развивать массовый спорт — еще 30 миллионов. Для лучшего анализа ситуации в нашей сфере надо, чтобы у каждого спортсмена был электронный паспорт с данными о его карьере: где выступал, чего добился, какие травмы получал и препараты принимал. Общежитию и учебному корпусу РУОР требуется ремонт. Все это тоже траты. Если бы наш бюджет составлял миллиард сомов, мы бы за один олимпийский цикл решили многие проблемы и даже смогли бы на контрактной основе привлечь иностранных тренеров. Сказали об этом правительству, но нам ответили, что в 2017-м прибавки к бюджету ждать не стоит. Не страшно. Покажем, что способны рационально расходовать нынешнюю сумму, а потом вновь попросим повышения.
Есть альтернативный способ решения финансовых проблем. Почему бы не обложить нефтяные, алкогольные, табачные и фармакологические компании, так или иначе вредящие нашему здоровью или наживающиеся на болезнях, дополнительным налогом? И направлять сборы в ГАМФКиС для профилактики болезней! Это моя мечта.
— Уверены, что спортшколы в глубинке будут честно расходовать бюджетные деньги?
— Независимые эксперты недавно заявили, что одним из двух наименее коррумпированных госорганов в КР за 2016-й и начало 2017-го является ГАМФКиС. Совместно с Советом безопасности разработали программу по предупреждению коррупции в спорте. Хорошо работает и наш внутренний аудит. Публикуем на своем сайте информацию о том, какая сборная куда едет и сколько средств на это выделено. Со временем к такой отчетности перейдут и на местах.
Радости жизни
— Есть проекты по восстановлению спортивной инфраструктуры?
— Мы создали у себя сектор государственно-частного партнерства, ищущий инвесторов для ремонта и строительства спортивных объектов в КР. Для реконструкции малой арены стадиона имени Д.Омурзакова уже нашли. Ветхое строение снесут, и на его месте появится универсальный спорткомплекс со всеми условиями для проведения крупных соревнований и молодежных форумов. Инвесторы готовы вложить около $3 миллионов, а государству тратиться не придется.
На сегодня прецедента по работе закона о государственно-частном партнерстве у нас нет. Отдали проект на рассмотрение в Минэкономики. Когда его одобрят, привлечем частные инвестиции для ремонта главной арены стадиона, Дворца спорта и тому подобного. Заинтересованных бизнесменов много — ждут первой ласточки.
— Прошла новость, что борец-вольник, экс-легионер из Бурятии Базар Базаргуруев получит медаль Олимпиады-2008 из-за дисквалификации соперника. Когда это случится?
— В июне—июле, когда Международный олимпийский комитет оформит соответствующие документы. Пригласим Базара с тренером в КР, премируем, будем чествовать. Я был свидетелем, как на ОИ-2008 Базаргуруева засудили в схватке с украинским борцом. А теперь того дисквалифицировали. Судьба!
— В этом году остался один крупный старт: Азиатские игры в помещениях и по боевым искусствам. Какие ожидания?
— От КР в Ашхабад поедет большая команда, которая обязана хорошо выступить. Максимально финансируем все сборные, готовящиеся к играм. Наши сотрудники, кстати, помогают устроителям Азиады. Например, в организации состязаний по конному спорту.
Равнение на бюджет
— Минфин выделяет средства вовремя или как раньше?
— Они говорят, что финансируют нас по мере поступления налогов. На защищенные статьи (например, зарплату) средств хватает. А на текущие расходы (поездки на сборы и турниры) деньги по-прежнему поступают с опозданием. Из-за этого мы много проигрываем при покупке авиабилетов: берем их в последний момент по наивысшей цене. Если бы брали заранее, экономили бы до пяти миллионов сомов!
— Федерации слезают с шеи ГАМФКиС или, как всегда, уповают на вас?
— До недавних пор некоторые президенты федераций одновременно были главными тренерами. Получали от государства деньги за тренерскую ставку и спокойно жили. Я подписал приказ о запрете такой практики: либо руководите федерацией и привлекайте инвестиции, либо готовьте спортсменов.
Спрашиваем у всех федераций, сколько денег они привлекают со стороны, но не все отвечают. Количество федераций постоянно растет, и большинство смотрит только на госказну. Мы помогаем и тем, чей вид только зародился, и тем, кто уже достиг успеха. Только в разных объемах, поскольку постоянно уделять одинаковое внимание ста видам спорта с нашим бюджетом и всеми проблемами нереально. Есть федерации, где три человека — руководитель и пара атлетов. На солидную поддержку они могут не рассчитывать. А вот футбол или, к примеру, волейбол хоть и недешевые виды, но массовые. Как я могу их не поддержать? Главное — ведущие атлеты и тренеры у нас ничем не обделены.
Несмотря на недостаток финансов, спорт в КР жив. Если в 2008-м им занимались восемь процентов населения, то сейчас уже 15. План: преодолеть рубеж в 20 процентов к 2020-му. Достаточно создать людям минимум условий, и они потянутся в секции. Смотрите, как сегодня развиваются те же футбол, волейбол, бег, горный туризм… Быть спортивным стало модно!