Государственная регистрационная служба разработала технические спецификации, эскизы и схематические изображения водительских удостоверений и специальной бланочной продукции для регистрации транспортных средств и водительского состава нового поколения.
Пока чиновники не показывают даже образцы новых документов, ссылаясь на полную секретность. Известно только, что изготовят их из высокопрочного пластика.
Нынешние права выпускают из многослойного поликарбоната — специального материала, который во много раз превосходит пластик и не подвержен изломам.
24.kg выяснило, почему правительство говорит о правах нового поколения, но использовать будет устаревшие технологии.
Свои стандарты
В начале января премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев провел совещание по вопросу внедрения новых образцов водительских удостоверений и специальной бланочной продукции для регистрации транспортных средств и водительского состава.Как уверяют в отделе информационного обеспечения аппарата правительства, новые права будут соответствовать международным требованиям идентификации личности водителя.
Новый образец с учетом международного опыта представят с улучшенным дизайном и многочисленными защитными элементами.
В кабмине подчеркнули, что нынешние удостоверения водителей будут действительными до истечения срока, а обмен — на добровольной основе.
«Персонификация водительских удостоверений и специальной бланочной продукции перейдет от частной компании к государственному учреждению. Благодаря этому цена снизится на 40-50 процентов. Премьер-министр поручил ускорить подготовку к началу выдачи водительских удостоверений нового образца и уделить особое внимание вопросам создания удобных для граждан условий», — проинформировали в правительстве.
Еще раз отметим: в настоящее время в Кыргызстане права изготавливают из поликарбоната. Новые удостоверения планируют печатать на пластике.
Общеизвестно, что пластиковые карточки часто гнутся и ломаются. Объяснить, зачем менять поликарбонат на непрочный пластик, в Государственной регистрационной службе не смогли.
Международный опыт
На практике правительство, говоря о правах нового поколения, по сути, возвращается к устаревшим технологиям.К примеру, в России приняли решение перейти на водительские удостоверения из поликарбоната. Этот материал позволяет встроить чип внутрь карточки. Такие права россиянам обойдутся в 3 тысячи рублей. Обычное удостоверение стоило 2 тысячи рублей.
Узбекистан также отказался от пластика в пользу поликарбоната. Если для пластиковых карт определен срок действия не больше пяти лет, то поликарбонатные карты спокойно преодолевают 10-летний срок эксплуатации.
В директиве «О водительских удостоверениях» указано, что водительские права в Европейском союзе должны быть только из поликарбоната. Этого условия и придерживаются при печати документов.
Производство пластиковых карт самого высокого качества выполняется из поликарбоната, который обладает наивысшей прочностью и термостойкостью (от −100 до +165 градусов). Попытка деламинировать карту неизбежно ведет к ее разрушению. Поликарбонат изменяет цвет под воздействием лазера, и поэтому он часто применяется для изготовления идентификационных карт с лазерной персонализацией.
Технология изготовления документов на листах поликарбоната используется в большинстве европейских стран, в том числе в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Румынии, Болгарии, во Франции.
От поликарбоната к пластику
Если в развитых странах новое поколение водительских удостоверений связано с переходом от бумажного или пластикового образца к поликарбонатной карте, то в Кыргызстане наоборот.
В 2011 году тендер на поставку бланков для водительских прав выиграло ОсОО «Атлас Крипт». Правительство Кыргызстана подписало контракт до 2019-го. В связи с этим и заговорили о правах нового поколения.
Как рассказал 24.kg специалист департамента регистрации транспортных средств и водительского состава Усеин Касмалиев, технические спецификации новых бланков разработаны и согласованы с межведомственной комиссией.
«Водительские удостоверения изготовят из сверхпрочного пластика с рядом защитных элементов. Главное отличие — в качестве. Действующие права со временем выгорают на солнце, фотография и шрифт стираются. Снизить стоимость удастся за счет того, что сейчас права выдаются в евро по курсу на день оплаты. Из-за курсовой разницы цена меняется», — пояснил он.
По законодательству впредь расчет будет в национальной валюте.
«Из-за того, что выдачей прав занимается частная компания, в конечную стоимость заложена ее прибыль. Государство не намерено зарабатывать на гражданах, поэтому цены снизятся вдвое. Что касается материала, то, наоборот, нынешний уже устарел, а пластик будет более современный», — добавил Усеин Касмалиев.
Презентация, которой не было
Добиться от правительства и ГРС более исчерпывающего ответа не удалось. Не смогли чиновники объяснить, когда заканчивается контракт с «Атлас Крипт» и когда государство начнет выдавать права самостоятельно.Остались без ответа и вопросы по техническим характеристикам. Заместитель главы ГРС Айнура Туйбаева, курирующая проект, услышав, по какой теме к ней обращается журналист 24.kg, срочно оказалась на заседании и ответ переложила на пресс-службу.
В пресс-службе, ссылаясь на Айнуру Туйбаеву, ответили, что пока по проекту ничего не готово. Есть только общие данные, которые разослал отдел информационного обеспечения аппарата правительства.
«Как только что-то появится, мы сообщим. Презентация пока не готова. Премьер-министру лишь доложили, какая работа начнется», — пояснили в пресс-службе ГРС.
Не удалось выяснить, и за счет чего снизится стоимость водительского удостоверения, кроме того, что процесс перейдет от частной компании к госпредприятию.
Судя по всему, правительство опять создает имитацию бурной деятельности. А по факту кыргызстанцы получат новую проблему.