Предположения экспертов и мировых финансовых институтов не сбылись. В этом году экономика Кыргызстана показала отличный рост. Правда, радость это недолгая.
Слишком высоки риски и вероятность того, что в 2023-м не удастся повторить даже половины успеха этого года.
Одним из самых ярких экономических событий года стал официальный переход Кумтора под управление Кыргызстана. Правда, открытости компании это не добавило, как и не сократило уголовных дел вокруг месторождения.
Экономика движется вперед
После начала спецоперации России в Украине мировые финансовые институты пересмотрели прогнозы по росту ВВП Кыргызстана. Самый пессимистичный прогноз дало агентство Moody’s, которое ожидало падения экономики на 1 процент по итогам 2022-го. Немногим оптимистичнее были и другие предположения — рост максимум в 2 процента.
Реальность оказалась кардинально иной. По итогам года рост может составить 4,8-5,5 процента как минимум.
«Экономика Кыргызстана продемонстрировала устойчивость к последствиям войны на Украине. ВВП растет благодаря добыче золота, транспортировке, торговле и сельскому хозяйству. Устойчивость России к санкциям и непредвиденная миграция капитала и рабочей силы из России в Кыргызстан, похоже, до сих пор сглаживали неблагоприятные последствия войны», — отметили в Международном валютном фонде.
В Евразийском банке развития также считают, что золоторудный сектор сохранил позицию ключевого драйвера экономики
Кыргызстана. При этом рост объемов производства в сельском хозяйстве отчасти связан с плохим урожаем годом ранее.
Динамика оборота розничной и оптовой торговли, услуг гостиниц и ресторанов во многом определялась возросшим спросом со стороны нерезидентов.
«Строительный сектор набирает обороты, и высока вероятность, что он может войти в число драйверов экономики к концу года. По оценкам аналитиков ЕАБР, спрос со стороны нерезидентов ослабнет в ноябре — декабре 2022 года, а выпуск золота в эти два месяца сократится по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Эти факторы усилят динамику замедления роста ВВП Кыргызстана.
Огромные расходы на фоне дефицита
Отличительная особенность 2022 года — многократный рост расходов бюджета и рекордный за последние десять лет дефицит государственной казны. Дефицит сектора государственного управления, включая кредитование госпредприятий энергетического сектора, по оценкам, увеличится до 5,2 процента ВВП в 2022 году с 0,8 процента в 2021-м. При этом он останется чуть ниже 5 процентов ВВП в среднесрочной перспективе.
«Исключительные усилия властей по налоговому администрированию существенно улучшили их сбор в 2022 году. Но расходы выросли гораздо больше из-за значительного увеличения в течение года заработных плат, пенсий и государственных инвестиций», — отметили в Международном валютном фонде.
Результатом такой политики стал огромный дефицит — 35 миллиардов сомов по итогам года вместо изначально утвержденных 9,1 миллиарда сомов.
В Министерстве финансов рассказали, что по итогам года доходы прогнозируются на 10,1 миллиарда сомов ниже плана. Расходы по государственным инвестициям выросли на 1,4 миллиарда сомов. Это траты на инфраструктурные проекты.
«Основные причины снижения налоговых доходов — вооруженный конфликт в Украине и введение дополнительных санкций в отношении России. Это повлекло за собой снижение поступлений ЕАЭС, что повлияло на поступление таможенных пошлин от РФ и Беларуси», — рассказали в ведомстве.
При этом заместитель председателя кабинета министров Эдиль Байсалов считает, что никакого дефицита нет. Все под контролем, и урезания трат на защищенные статьи расходов не будет.
«Кумтор» точно наш
В апреле 2022-го президент Садыр Жапаров заявил о достижении мирового соглашения по главному золоторудному проекту страны — «Кумтору». По соглашению Кыргызстан получил в собственность рудник и теперь полностью несет за него всю ответственность. Кроме того, республике достался денежный платеж в $36 миллионов. При этом обе стороны конфликта отказались от взаимных судебных претензий.
Казалось бы, теперь предприятие сможет работать спокойно, открыто и без скандалов. Но этого не случилось.
В конце июля Кыргызстан заявил о завершении процесса передачи «Кумтора». Меньше чем через месяц стало известно о нарушениях на руднике. Кабинет министров официально сообщил, что в связи с переходом объекта в собственность Кыргызстана в мае 2022-го провели проверку. Она выявила финансовые нарушения. В результате от должностей отстранены Тенгиз Болтурук, ранее руководивший «Кумтором», и финансовый директор Рыспек Токтогулов.
Тогда же сообщалось, что Генеральная прокуратура начала детальную проверку.
Результатом стали три уголовных дела с предварительным ущербом государству в 1 миллиард сомов. В итоге бывший внешний управляющий «Кумтором» Тенгиз Болтурук задержан. Вместе с ним задержаны специалист по снабжению Айша-Гюль Фронтбек кызы Джаналиева и директор управления финансами Рыспек Токтогулов.
Внешнее управление на «Кумторе» сняли. Сейчас «Кумтор голд компании» принадлежит ОАО «Кыргызалтын». Но прозрачной его работа не стала. Отчеты, которые теперь очень редко публикует предприятие, не помогают. Они не снимают главные вопросы. Проанализировать, что на самом деле происходит на месторождении, по этим данным просто невозможно. Работа на руднике после фактически национализации ведется в полусекретном режиме.
Тенгиз Болтурук находится под стражей. Национальный холдинг «Наследие великих кочевников», который он возглавлял, так и не показал реальных результатов, и решением кабмина будет ликвидирован. Какие еще скандалы готовит нам главный золотой проект страны, остается только догадываться.
Власти против бизнеса
Борьба чиновников с остатками отечественного бизнеса, начатая еще два года назад, в 2022-м продолжилась. Да, не с такой интенсивностью, но предприниматели продолжали отстаивать свое право работать в стране нормально.
Главным разочарованием года стал новый Налоговый кодекс.
Документ наделал много шума еще в 2021 году, на стадии подготовки. Бизнес-ассоциации неоднократно предупреждали, что документ сырой и требует доработки. Но в итоге его ввели в действие задним числом. Президент подписал Налоговый кодекс 18 января 2022 года, а действовать он начал с 1 января.
Власти обещали, что это будет простой и комфортный документ. А еще убеждали, что новых налогов не будет. На самом деле документ добавил бизнесу проблем, для отдельных секторов (общепит) увеличил ставки налогов. Кроме того, в нем появился новый вид налога — акциз на энергетики. Такая вот забота от государства.
К осени Министерство экономики и коммерции явило миру поправки в Налоговый кодекс. Но и они не вызвали энтузиазма. Эксперты и предприниматели снова говорят, что поправки противоречат Конституции и ухудшают работу бизнеса. А депутаты предлагают новые виды налогов. Такая вот поддержка.
Будущее туманно и рискованно
В 2023 году эксперты ожидают в стране сложную экономическую обстановку. Они отмечают, что прогнозируемый спад в России все-таки начинает сказываться на кыргызской экономике. При этом производство золота на руднике «Кумтор» и активность в сельскохозяйственном секторе замедляются.
Рост экономики Кыргызстана в 2023 году прогнозируется на уровне 3,5-4 процента.
«При этом более сильное сокращение российской экономики может привести к снижению роста экономики страны и притока денежных переводов, а также к возвращению рабочих-мигрантов. В результате сокращение располагаемых доходов в сочетании с высокой инфляцией, если она сохранится, может повысить и без того высокий уровень бедности. С другой стороны, новая волна иммиграции из России может улучшить краткосрочные перспективы роста», — отмечают в Международном валютном фонде.
В Евразийском банке развития считают, что в 2023 году поддержку экономике окажут меры налогово-бюджетной политики. При этом увеличение выпуска в золоторудном секторе придаст импульс росту экономики. Деловая активность в секторе услуг может повыситься из-за роста спроса со стороны нерезидентов, причиной чего, в свою очередь, станет переориентация туристических маршрутов.
«Полагаем, что число туристов из России в КР увеличится из-за закрытия ряда других направлений для граждан РФ. Экспорт в страны ЕАЭС повысится по мере адаптации стран региона к новым условиям и усиления интеграционных процессов. Инвестиции останутся сдержанными», — заключили в ЕАБР.