Уполномоченная по правам ребенка Асель Чынбаева на заседании 94-й сессии Комитета ООН объяснила, почему в Кыргызстане не приняли новый Кодекс о детях. Она считает, что документ был «низкого качества». Однако заместитель председателя комитета ООН по правам ребенка Велина Тодорова опровергла это, заявив, что кодекс не принят президентом по другим причинам.
По словам Асель Чынбаевой, проект редакции кодекса имел множество дублирующих, противоречивых норм. Например, в проекте кодекса были предложены такие термины, как «долговая яма» и «крепостная зависимость», противоречащие нормам юридической терминологии.
«Таких терминов нет в международном законодательстве. Проектом кодекса предлагалась новая форма по уходу за ребенком — это «неформальная форма альтернативного ухода за ребенком». Закладывалось понимание данной альтернативной формы как уход за ребенком, предоставляемый в семейном окружении без официального разрешения. При этом не описаны процедуры, требования и ответственность лиц, предоставляющих неформальную форму альтернативного ухода за ребенком, полномочия и ответственность органов по защите детей для мониторинга», — отметила Асель Чынбаева.
«Можно еще долго продолжать этот список недочетов и низкого качества документа. Важно отметить, что проект кодекса не учитывал нововведения Конституции страны, принятой в 2021 году. Сам процесс по разработке Кодекса о детях также вызывает много спорных вопросов», — заметила уполномоченная по правам ребенка.
Она напомнила, что процесс разработки проекта кодекса был начат в 2014-м, буквально через два года со дня принятия действующей редакции Кодекса о детях. Действующий кодекс принят депутатами пятого созыва при поддержке ЮНИСЕФ и неправительственных организаций. Затем депутаты шестого и седьмого созывов совместно с теми же организациями продолжили работу над новой редакцией Кодекса о детях.
«Процесс разработки проекта кодекса монополизирован одними и теми же лицами и неправительственными организациями. Процесс разработки был закрыт для широкого вовлечения других НПО, специалистов, государственных органов. За шесть лет разработки новой редакции Кодекса о детях (от июля 2021 года) мы получили такой неотработанный документ», — сказала Асель Чынбаева.
Заместитель председателя комитета ООН по правам ребенка Велина Тодорова подчеркнула, что комитет три месяца назад получил совсем другую информацию.
«Он (Кодекс о детях — Прим. 24.kg) не был принят президентом по другим причинам. Теперь нам говорят, что причиной была низкое качество кодекса. Мы получили достаточно большую информацию о содержании проекта, который, на наш взгляд, был неплохим и соответствовал международным обязательствам в вашей республике в свете Конвенции о правах ребенка. И удивительно, что вы считаете, что это был Кодекс низкого качества», — отметила зампредседателя ООН.
В заключительном слове Велина Тодорова предложила рассмотреть возможность принятия в Кыргызстане Кодекса о детях, чтобы лучше понимать и эффективно применять Конвенцию по правам ребенка. Она подчеркнула необходимость гарантировать соблюдение международных стандартов в гражданских правах и свободах детей в Кыргызстане.
Велина Тодорова также подчеркнула важность ускорения институциональных изменений для защиты детей от дискриминации и насилия, а также улучшения здравоохранения, образования и социальной защиты детей.
12-13 сентября в Женеве прошло заседание 94-й сессии Комитета ООН о правах ребенка по представлению объединенного пятого и шестого периодического доклада Кыргызской Республики Конвенции о правах ребенка. КР присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка (КПР) в 1994-м. Согласно ей, на республику возложено правовое обязательство каждые четыре года предоставлять периодический доклад в Комитет ООН по правам ребенка о выполнении положений КПР. 18 июля 2023-го Кыргызстан представил свой последний доклад в этот комитет.
Новую редакцию Кодекса о детях внесли в парламент еще в конце 2019 года, но в июне 2021-го ее приняли в первом чтении. Не обошлось и без споров. Кабмин просил депутатов отложить документ, сославшись на отсутствие финансов.