Радость журналистов и независимых медиаэкспертов, что в президентской администрации их наконец-то услышали и решили пойти навстречу, согласившись переписать проект нового закона «О СМИ», была недолгой.
После новогодних праздников чиновники представили рабочей группе, созданной в ноябре 2022 года по инициативе медиасообщества, переписанный проект документа. Прежний, напомним, аналитики раскритиковали, указав на наличие серьезных рисков неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий права на свободу выражения мнения.
Но обновленный вариант оказался еще опаснее. Члены рабочей группы призвали чиновников пересмотреть и обнулить статьи, регулирующие деятельность блогеров.
Вы не понимаете, это другое
В представленной редакции дается определение блогу. По мнению сотрудников администрации Садыра Жапарова, «это страница интернет-издания в сети Интернет, на которой размещается общедоступная информация новостного, информационно-аналитического, развлекательного и иного характера, доступ к которой в течение месяца составляет более 5 тысяч уникальных пользователей».
В случае принятия закона блогер обязан будет разместить на своей странице в социальных сетях:
- фото;
- фамилию, имя и отчество;
- число, месяц и год рождения;
- контактный телефон;
- электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.
При размещении информации он не должен допускать использование своей страницы для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к террору или публично оправдывающих терроризм. Не может публиковать статьи, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, нецензурно выражаться.
Блогер обязан проверять достоверность размещаемой информации и, если она окажется ложной, должен незамедлительно удалить ее.
Нельзя придавать огласке частную жизнь гражданина. Он обязан соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством страны и требования, регулирующие порядок распространения массовой информации.
Блогер должен также блюсти права и законные интересы других людей и компаний, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан.
Не допускается использование страницы интернет-издания в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации и ложных сообщений.
Блогеру разрешается публиковать личные суждения, но только с указанием своих имени и фамилии или псевдонима. Он может заниматься распространением рекламного контента, но только за деньги.
Медиаэксперт Акмат Алагушев считает, что приравнивать блогеров к СМИ и наделять их теми же правами и обязанностями — абсурд.
«Где СМИ и где блогер? Блогер работает в одиночку. У него нет редакции, нет какого-то сдерживающего фактора. Он не привязан к определенному названию сайта, к его логотипу, к периодичности выхода материалов. У любой редакции стандарты, внутренняя политика, в отличие от блогера. Ни в одной стране, даже в России или Казахстане, нет таких пунктов, ставящих блогеров и СМИ на одну ступень. Если авторы думают, что этот закон им поможет минимизировать фейки в Сети, так это миф», — отметил Акмат Алагушев.
Блогер сам по себе не может быть ботом. Он на виду, и его всегда можно привлечь к уголовной ответственности. Другое дело, когда мы говорим о липовых аккаунтах. За ними нет реальных людей, а каждый блогер — это конкретный человек. Нельзя его приравнять к СМИ.
Акмат Алагушев
Юрист подчеркнул, что разработчики, поставив блогеров и СМИ в один ряд, не представляют, что такое медиаресурс и как он работает.
Акмат Алагушев пояснил, если брать за основу европейские критерии, то СМИ — это коллектив журналистов, работающий по профессиональным стандартам и с соблюдением общепринятых этических норм и редакционной политики. У информационного канала, интернет-издания, газеты, должно быть свое уникальное название, широкий спектр представленной информации, обозначены тираж, зрительская аудитория или пользователи.
«Как вы видите, блогер под это определение совершенно не подходит», — сказал эксперт.
С ним согласен глава ОО «Журналисты» Нурдин Дуйшенбеков. Он отметил одно из основных различий между СМИ и блогерами: первые дают расширенный контент, вторые — ограниченный и от случая к случаю, не придерживаясь графика, ориентируясь только на резонансные события.
«Нет ни одного блогера, зайдя на страницу к которому, я смогу получить весь спектр информации. В СМИ есть журналисты, они несут ответственность перед редактором. Проверяют факты, прежде чем опубликовать или выпустить в эфир. Блогеры так не работают. У них совсем другой алгоритм. То есть, говоря про сотрудников СМИ, мы имеем в виду профессионалов, а блогеры — любители. Блогеры, как правило, берут новостное сообщение, дают свою трактовку и налаживают хорошую обратную связь. Но они не журналисты и приравнивать их к этой категории нельзя», — сказал Нурдин Дуйшенбеков.
Эксперты также против того, чтобы блогеров вносили в реестр СМИ. Пользователи соцсетей даже с аудиторией 5 тысяч и более подписчиков не могут быть медиаресурсом. Даже включив блогеров в этот перечень, власти не смогут контролировать их или приказывать модераторам блокировать страницы с неудобным контентом.
Статус: все сложно
Реестр, о котором говорят разработчики, подразумевает список всех имеющихся в стране СМИ с разной формой собственности. Вести его будет уполномоченный государственный орган исполнительной власти, по некоторым данным, — Министерство культуры, информации, молодежной политики и спорта.
Чиновники профильного ведомства наделяются правом запрашивать у интернет-изданий и блогеров сведения, необходимые для включения в реестр. При этом не только владельцы информационных сайтов, но и блогеры обязаны предоставлять запрашиваемые данные не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса.
В проекте закона указано, что в целях обеспечения формирования реестра интернет-изданий и страниц блогов уполномоченный госорган организует мониторинг и утверждает методику определения количества пользователей в сутки и в месяц.
Этот орган определяет провайдера хостинга и направляет ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления сведений, позволяющих идентифицировать блогера. Фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга в соответствующей информационной системе. В течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления провайдер хостинга обязан отправить запрашиваемую информацию.
После их получения страница блогера или интернет-ресурс попадает в реестр.
Порядок ограничения доступа к сайту, интернет-изданию в Сети определяется положением, которое утверждает кабинет министров.
Эксперты уже назвали эти нормы противоречащими не только концепции самого проекта закона «О СМИ», но и Конституции, усмотрев в этом расширенном функционале попытки установить цензуру.
Авторы утверждают, что, переписав документ, опирались на замечания и предложения рабочей группы. Но ее представители отмечают обратное.
В обновленном варианте законопроекта «О СМИ» не только сохранились опасные статьи, но и появились новые, более жесткие.
По-прежнему предлагается ввести ряд различных оснований и требований с расплывчатыми формулировками, несоблюдение которых может привести к ликвидации СМИ.
Усложняется процедура регистрации СМИ, статус официальных медиа предлагается распространить и на информационные сайты.
«Ряд предлагаемых проектом норм не соответствует базовому принципу правовой определенности. Это может привести к произвольному применению закона на практике, в некоторых статьях усматривается дискриминационный подход», — отметили юристы «Адилета».
По итогам анализа можно сделать вывод: принятие законопроекта в том виде, в каком он размещен для общественного обсуждения, может привести к закату демократии в Кыргызстане.
Из анализа правовой клиники «Адилет» к проекту нового закона «О СМИ»
Сохранился запрет на учреждение СМИ иностранными гражданами и компаниями. В документе говорится, что зарубежные информационные ресурсы и их корреспонденты смогут работать в Кыргызстане только после аккредитации в уполномоченном госоргане. В перспективе такие ограничения приведут к изоляции информационного пространства Кыргызстана. Если, конечно, авторы документа ставят цель жестко ограничить фундаментальные права человека не только на слово, но и на выражение мнения.
Но судя по выдвинутым инициативам (законопроекты «О СМИ» «О НКО», запрет на митинги. — Прим.24.kg) наверху, похоже, не задумываются, что такая недальновидная тактика приведет в результате к тому, что страны-доноры перестанут давать деньги, а репутации Кыргызстана на международной арене будет нанесен непоправимый урон.
Сегодня Кыргызстан как никогда нуждается в поддержке международного сообщества. В частности, из-за периодически вспыхивающих конфликтах на границе с Таджикистаном. Но наступление на свободу слова выталкивает КР из клуба стран, придерживающихся демократических принципов развития.
Не понимать этого чиновники не могут, игнорировать тоже.