Около 75 процентов школ в Кыргызстане предоставляют горячее питание ученикам начальных классов. Одним из важных направлений расширения пищевого рациона и витаминизации является развитие пришкольных хозяйств. Редакция 24.kg узнала, что выращивают на них и как это сказывается на меню.
Польза детям и плюсы школе
По данным Минобразования, пришкольные хозяйства созданы примерно в 1,5 тысячи учебных заведений. Одно из них носит имя Абдыша Ракымова и расположено в селе Ак-Чий Ак-Суйского района Иссык-Кульской области. Школа рассчитана на 704 человека, но учится там почти вдвое меньше, примерно 120 детей получают горячее питание.Два дня в неделю младшеклассникам предоставляют молочные каши, три — иные горячие блюда.
Меню разнообразное: несколько видов супов (гороховый, чечевичный, с макаронами, шорпо, борщ) и молочных каш (рисовая, гречневая, манная), а также другие блюда (бешбармак, лагман, плов, дымдама).
Но так было не сразу. Столовой в учебном заведении изначально не было, под буфет оборудовали один из классов. При поддержке айыл окмоту провели водопровод, установили раковины, купили посуду.
«Когда я начал работать директором в 2018 году, в школе было 3 гектара поливной земли, выращивали картофель и пшеницу, — рассказывает Жомарт Ракымов. — В 2019-м айыл окмоту по моей просьбе предоставил еще гектар земли. В этом году 1,5 гектара мы засеяли многолетними травами (эспарцет), остальные — пшеницей. В 2023-м с гектара получили высокий урожай картофеля, но были проблемы со сбытом и хранением, больше половины сгнило, поэтому увеличили площади под зерновые».
Эспарцет в школе имени Ракымова продают, чтобы покрыть нужды столовой, а пшеницу обменивают на муку.
За таким большим хозяйством следит завхоз. Детей к прополке, поливу и другим сельхозработам, по словам директора школы, не привлекают. Сложновато, признается он, но приходится успевать.
Кстати, по законодательству до 20 процентов полученных доходов идет на премирование педагогического, младшего и технического обслуживающего персонала, задействованного в деятельности пришкольного хозяйства.
При этом не менее 50 процентов должны направлять на школьное питание учащихся, не менее 20 процентов — на работу пришкольного хозяйства, до 20 процентов — на покупку кухонного инвентаря и оборудования для столовой, улучшение санитарно-гигиенических условий, ремонт школьных помещений.
«В прошлые годы за счет продажи картофеля мы приобрели телевизоры для начальных классов и ноутбуки для повара и завучей», — отмечает Жомарт Ракымов.
Без помощи никак
Программа школьного питания в Кыргызстане реализуется с 2006 года. В первое время учащиеся 1-4-х классов получали в основном стакан молока/чая с булочкой. На большее выделяемого бюджета (7 сомов на человека, 10 сомов в отдаленных регионах) не хватало.С 2013-го учебные заведения начали переходить на горячее питание благодаря поддержке международных организаций и представителей местных сообществ. В 2024 году нормы питания увеличили до 14 сомов, в Бишкеке за счет местного бюджета эта сумма составляет 22 сома, в Оше — 15. Во многих общеобразовательных организациях к софинансированию активно подключаются родители учеников.
К примеру, в школе имени Ракымова родители ежемесячно собирают по 140 сомов. Около 20 из них идет на зарплату повару, столько же — на мыломоющие средства, остальное — только на мясо. Без такой финансовой поддержки рацион пришлось бы значительно пересмотреть. Ведь даже 14 сомов в нынешних реалиях недостаточно для ежедневного предоставления учащимся разнообразных и питательных блюд.
Не только поле, но и теплица
Школа имени Сайдакматова в селе Араван Ошской области тоже стала участником проекта ВПП ООН в 2014 году по инициативе тогдашнего директора Рано Рахимовой. Сейчас она работает учителем химии и биологии, но хорошо помнит, как при ней организовывали горячее питание.
Учебное заведение, по словам Рано Рахимовой, открылось в 2001-м, отдельного помещения под столовую не было. Позже по проекту АРИС на пришкольной территории возвели новую пристройку, где появились кухня и склад. Айыл окмоту помог провести горячую воду и приобрести мебель, родители купили посуду, а ВПП ООН предоставила оборудование и в течение двух лет помогала обогащенной мукой.
«Позже мы продолжили сами при поддержке родителей учеников, они сдавали по 50 сомов в месяц. На пришкольном участке в несколько гектаров завхоз и садовник выращивали овощи (лук, морковь, картофель и другое), рис и хурму. Полученные доходы направляли на школьное питание и другие необходимые расходы», — говорит учитель химии и биологии.
Родители сейчас сдают по 100 сомов в месяц, часть из них идет на оплату труда работников кухни.
От школьных грядок, по словам Рано Рахимовой, есть польза и для образования: ученики могут проводить там практические занятия по биологии.
На сегодня по республике горячее питание предоставляют более 1,7 тысячи школ (или 75 процентов). К 2027-му планируется подключить все учебные заведения КР. Полноценное горячее питание положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся, подчеркивают специалисты.