До начала нового учебного года осталось две недели. Ранее кабмин утвердил План действий по поэтапному внедрению 12-летнего школьного образования в Кыргызстане на 2024–2028 годы. Заместитель министра образования и науки по цифровому развитию Лира Самыкбаева рассказала 24.kg, какие изменения ждут учащихся.
— По распоряжению кабмина начать поэтапное внедрение 12-летнего обучения должны с 2024/25 учебного года. Чего ждать родителям?
— Технический переход на 12-летку будет осуществляться в следующем, 2025/26 учебном году. Начиная с этого, 2024/25 учебного года, все дети 6-летнего возраста должны проходить через всеобуч и завершить 480-часовую программу «Наристе».
Если шестилетний ребенок в этом году пройдет «Наристе» в нулевом классе или детском саду, то в следующем учебном году, он переходит во 2-й класс и учится по новой программе.
Если в этом году он идет в первый класс, то на следующий год также пойдет во второй, но по старой программе. Эти второклассники должны будут дойти до пятого класса, после у них будет прыжок в седьмой класс.
Сейчас обсуждается два варианта:
- переход в двух уровнях (в первом и седьмом классах, когда будут перепрыгивать в третий и девятый);
- переход в трех уровнях (нулевой класс во второй, пятый в седьмой и девятый в одиннадцатый).
Есть еще один, самый консервативный вариант, когда дети поступят в 2025 году в первый класс и в течение 12 лет будут учиться по новой программе. Тогда первые выпускники 12-летки у нас появятся в 2037 году. Некоторые страны идут по такому пути, начиная с самых маленьких, а все остальные доучиваются по старой программе.
Надо понимать, что учитель, допустим, математики, преподает сразу в нескольких классах. Одним придется вести предмет по новой программе, другим по старой, для педагогов это сложно.
Для нас, как и для детей и родителей, более понятно, когда все сразу переходят на новую программу. К сожалению, сразу всех охватить не можем, потому что учебников пока нет.
К следующему 2025/26 учебному году, если примем ускоренный вариант, у нас будут учебники только для первых, пятых и девятых классов по науке, математике и английскому языку. Мы экстренно сейчас переводим, адаптируем рабочие тетради, учебники и методические руководства для учителей. Соответственно, на новую программу сможем перевести только эти классы.
К 2026/27 учебному году у нас будут готовы учебники для 2-4-х и 6-11-х классов. Тогда мы сможем переводить остальных.
— Если ребенок посещал частный сад и занимался в подготовительной группе, по окончании родителям должны выдать какой-то документ?
— У нас будут совещания со всеми дошкольными и школьными учреждениями. В школах уже выдают сертификаты об окончании курса «Наристе». Вероятнее всего, сады, которые выпускают детей по 480-часовой программе, тоже должны будут как-то это подтверждать.
— Предложит ли министерство образец сертификата?
— Да, скорее всего, так и сделаем.
— Кыргызстан подписал соглашение с сингапурским издательством Marshall Cavendish и получил право на перевод и адаптацию учебных материалов по математике и естественным наукам для 1-11-х классов. Какие в связи с этим будут изменения?
— Учебник по математике отдельный с первого по одиннадцатый класс, по науке ситуация другая. С первого по девятый класс это один интегрированный учебник, а в 10-12-м — это уже три разных учебника — физика, химия, биология.
В целом 12-летнее образование будет по модели 6+3+3, то есть с 1 по 6-й класс — начальная школа, 7-9-е классы — среднее звено и 10-12-е классы — профессионально ориентированное образование.
— Почему начальную школу удлинили?
— Большая экспертная группа изучила различный опыт. Оказалось, что самые успешные в различных образовательных рейтингах страны имеют в начальных классах именно 6 лет.
Когда мы разговаривали с коллегами из этих стран, они аргументируют это тем, что в первые шесть лет они заточены на то, чтобы дети получали базовые функциональные и социальные навыки. У них меньше часов, они ведут себя более свободно, тогда как с 7-го класса начинается усиленная нагрузка на ребенка, а с 10-го идет профессионализация. В целом это 6+6, когда сначала ты работаешь на соцнавыки, а потом на конкретные знания.
Еще одна причина — рассматривалась возможность инфраструктурного размещения учащихся. В международной практике для начальной школы делают отдельные здания с более детской инфраструктурой. Они безопаснее для детей с учетом их возраста, психологических и физиологических особенностей.
В средних и старших классах больше профильного обучения, много оборудования, лабораторий и так далее.
— Если по химии, физике и биологии один учебник, то придется переучивать учителей?
— Да. Сейчас проходят тренинги для учителей. Учебники сделаны так, что какие-то темы может читать один учитель, а какие-то — другой. Но в итоге все должно прийти к тому, что это один предмет — наука. Потому что кембриджская система образования построена на приобретении детьми жизненных навыков, то есть там нет теоретических тем. Каждая тема, в том числе по науке, рассматривается на реальной жизненной ситуации.
Например, растет цветок, и дети изучают тему его питания, размножения, то есть идет биология, затем смотрят состав воды, это уже химия, и тут же рассматривается физика.
— Общественность обсуждала объединение предметов? Родители не против?
— Я, например, кого слышу, многие за. У нас были раздельные предметы, и что толку? Мы самые последние по результатам PISA. Что толку, что дети учат голую теорию, а в реальной жизни не понимают, почему жарятся яйца на сковородке? Зачем им эти косинусы и тангенсы, если в жизни их не применяют?
— От внедрения в старших классах рабочих профессий министерство не отказывается?
— Сейчас продумываем, какие профессии и какое оборудование могли бы ставить в школе. Будет разрабатываться план. Кстати, в плане, который передан Министерству финансов, самый большой бюджет приходится именно на эту часть. Будь это повар, швея или мастер по ремонту автомобиля — должно быть оборудование и стандарты. Специальная рабочая группа разработает стандарты по профессиям.
— Пригодятся ли такие навыки всем детям и не будет ли это пустой тратой ресурсов?
— При разработке программы учтут и региональный признак. Может, где-то в селе более актуальны фермерские, ветеринарные штуки и так далее. Будет разработано меню, из которого школы потом могут выбирать. Думаю, они смогут вместе с айыл окмоту и родителями решить, какое профильное обучение стоит внедрять.