17:42
USD 87.00
EUR 90.59
RUB 0.87

У Кыргызстана есть возможность прервать цикл насилия. Что для этого надо сделать

В Кыргызстане количество зарегистрированных преступлений на гендерной почве растет, а пережившие насилие сталкиваются с препятствиями в получении услуг на всех этапах непрерывного процесса оказания помощи потерпевшим гендерное насилие, который включает как минимум четыре — профилактику гендерного насилия, реагирование на гендерное насилие, управление правосудием (доступ к правосудию) и реабилитацию лиц, совершивших семейное насилие (прохождение коррекционной программы по изменению насильственного поведения). Об этом говорится в исследовании «Как прервать цикл насилия: анализ барьеров и стратегии по искоренению гендерного насилия в Кыргызской Республике»24.kg делится кратким обзором выводов и рекомендаций, приведенных в исследовании.

Коллизии законодательства

Кыргызстан ратифицировал такие международные документы, как Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Пекинская декларация и платформа действий. Профилактика и защита от семейного насилия закреплены в Конституции страны, уголовном законодательстве, национальной политике, стратегиях.

Однако республика не ратифицировала один из наиболее влиятельных комплексных договоров, посвященный правам человека, гендерному равенству и уголовному праву, — Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием над женщинами и с домашним насилием (Стамбульская конвенция), которая определяет минимальные нормы для эффективной борьбы с насилием над женщинами и с семейным насилием. В то же время анализ механизма профилактики гендерного насилия в Кыргызстане выявил следущие пробелы: нечеткое определение роли каждого вовлеченного ведомства, недостаточная межведомственная координация, отсутствие слаженной системы финансирования, отчетности, оценки и мониторинга результатов затрудняют реализацию мер по предотвращению насилия и предоставлению услуг по реагированию на него.

А пробелы в законодательной базе приводят к различным толкованиям закона и коллизиям.

«Анализ правоприменительной практики и обзор судебной практики по гендерным преступлениям за 2021-2022 годы показал, что правовые положения о пробации и примирении сторон позволяют преступникам избегать справедливого правосудия и вынуждают потерпевших возвращаться домой, в опасную для них среду», — отмечается в отчете.

Совместные усилия

В исследовании даются рекомендации по дальнейшей совместной работе правительства, гражданского общества и донорского сообщества по совершенствованию всех этапов помощи потерпевшим от гендерного насилия.

По мнению авторов, необходимо укреплять законодательную и нормативную базы.

Одна из рекомендаций — исключение возможности примирения сторон, если нанесен тяжкий вред здоровью или травмы.

Еще одна рекомендация — установить минимальный возраст для вступления в половые отношения по обоюдному согласию.

Защиту и безопасность потерпевших насилие можно улучшить через совершенствование механизма мониторинга выполнения условий охранного ордера. Сегодня охранные ордера де-факто не работают как механизм защиты от насилия, так как в законодательстве не предусматривается процедура изоляции правонарушителя.

«Социальные нормы диктуют, что дом является собственностью мужчины, и для него неприемлемо покидать дом даже на время. Поэтому преступники часто возвращаются в свое место жительства и чаще всего повторно подвергают женщину насилию за подачу жалобы», — говорится в исследовании.

Также даны рекомендации по стандартизации и гармонизации механизмов перенаправления и предоставления услуг для согласованного реагирования на гендерное насилие.

Одна из рекомендаций, представленных в отчете, касалась необходимости улучшения инфраструктуры поддержки потерпевших от гендерного или семейного насилия через разработку национальных минимальных стандартов услуг для пострадавших от гендерного насилия. Данные стандарты должны быть разработаны совместно с кризисными центрами и организациями гражданского общества, предоставляющими услуги потерпевшим насилие.

«Новый национальный минимальный стандарт должен обеспечить предоставление помощи на основе подхода, ориентированного на интересы потерпевших, включая принципы «не навреди» и недискриминации. Разработка инклюзивных программ в соответствии с потребностями различных групп пострадавших позволит решить особые проблемы, с которыми сталкиваются женщины и девочки с ограниченными возможностями, а также дети», — подчеркивается в исследовании.

Авторы предлагают увеличить финансирование системы реагирования на насилие через поддержку кризисных центров, мер по профилактике гендерного насилия, усиление надзора за лицами, находящимися на пробации, и за лицами, кому были выписаны охранные ордера. Также необходимо повысить прозрачность финансирования всех видов услуг, а также создать новые механизмы усиления государственного надзора, сбора данных и подотчетности.



В документе также отмечается, что на фоне резонансных случаев насилия в отношении женщин и девочек общество стремится к более активным действиям в борьбе с гендерным насилием. И у страны есть возможность бросить вызов патриархальным нормам, содействовать гендерному равенству и формированию абсолютной нетерпимости к гендерному насилию.

«Информационные кампании, проводимые государственными органами при поддержке гражданского общества и донорского сообщества, могут стать ответом на этот запрос», — считают авторы исследования.

«Наша цель заключалась в том, чтобы с помощью этого исследования понять «узкие места» в сложившейся системе оказания помощи пострадавшим от гендерного насилия в Кыргызстане, — сказала глава проекта USAID «Жигердуу жарандар» Наталья Пипия, представляя итоги исследования на конференции в Бишкеке. — Его ценность в том, что оно содержит доказательную базу обосновывающих необходимость изменений в том, как сегодня выстроен процесс предотвращения насилия, реагирования на него и реабилитации тех, кто от него пострадал. Мы надеемся, что рекомендации помогут представителям госорганов, включая правоохранительные, парламентариям, гражданскому обществу и международным донорским организациям повысить эффективность нашей общей борьбы с гендерным насилием в республике».

Исследование проведено PIL Research Company при поддержке проекта USAID «Жигердуу жарандар» в партнерстве с Министерством труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. Это первое комплексное исследование системы предотвращения, реагирования и реабилитации пострадавших от гендерного насилия в Кыргызстане. Исследование можно скачать по этой ссылке: https://pilresearch.com/ending-the-cycle-insights-and-strategies-to-eliminate-gender-based-violence-in-the-kyrgyz-republic/.

Данная статья была подготовлена при поддержке проекта USAID «Жигердуу жарандар», реализуемого организацией FHI 360. Мнения и выводы, приведенные в данной статье, не отражают позицию USAID, правительства США или FHI 360.

Популярные новости
Бизнес