Учителя географии обратились к президенту Садыру Жапарову с открытым письмом.
Они отмечают, что география — единственный предмет в курсе школьной программы, который стоит на стыке естественно-научных предметов и общественно-экономических наук.
«Именно при изучении таких предметов, как естествознание и география, учащиеся начинают постигать азы таких наук, как биология, физика, химия, а в старших классах — экономики, экологии, политологии, международных отношений. То есть при изучении нашего предмета ученики получают большой объем знаний об окружающем мире», — говорится в письме.
Педагоги подчеркивают, что учебные часы по этому предмету постоянно сокращают: в 7-м классе (курс географии материков и океанов) было три часа в неделю, сократили час, в 10-11-х классах такая же ситуация.
«Мы живем в эпоху глобализации, когда перед выпускниками наших школ открыты двери вузов многих стран мира. И мы считаем, что именно при изучении географии в 10-11-х классах выпускники знакомятся с традициями, экономикой, культурой государств, где им предстоит обучение. Мир сейчас переживает экономический и экологический кризисы. Причины таких кризисов приходится объяснять учащимся учителям географии, так как по непонятным причинам из школьного курса убрали изучение таких предметов, как экономика и экология, курсы которых в абсолютном большинстве проводили учителя географии», — говорится в письме.
В ходе изучения предмета большое внимание уделяется проведению практических и самостоятельных работ. Учащиеся работают с контурными картами, и учителя географии уделяют большое время проверке этих работ. «Но, к нашему большому сожалению, в постановлении кабинета министров о повышении тарифных ставок образовательных организаций почему-то только у учителей географии нет пункта об оплате проверки контурных карт, письменных и практических работ учеников», — сообщают педагоги.
После прошлогоднего повышения зарплаты преподавателям на 80 процентов разница между учителями гуманитарного и естественно-научного циклов достигает от 5-8 тысяч сомов, что вызвало большой отток учителей географии и истории из школ республики.
«В реестре Министерства образования предметов естественного цикла четко указано, что география относится к данному циклу. Учителя географии спрашивают: «Если наш предмет не относится к естественно-научному циклу, то зачем их привлекают к участию в международном исследовании PISA-2025 и STEAM?» На прошедшем недавно втором Народном курултае народов Кыргызстана прозвучало выступление делегата о том, что карты страны морально и физически устарели, что издают их в других государствах. Просим вас обратить внимание и на эту проблему», — добавляют они.
Педагоги надеются, что кабмин изыщет возможность пересмотреть свое постановление о повышении тарифных ставок работникам образования и примет решение об оплате проверки письменных и практических работ по географии.