По оценкам ПРООН и ЮНЕП, на транспорт приходится около трети годовых выбросов PM2.5 в Бишкеке, и гораздо большая доля — вне отопительного сезона. На транспорт также приходится основная часть выбросов оксидов азота. Об этом говорится в справке АБР «Борьба с загрязнением воздуха в Бишкеке: дорожная карта по улучшению качества воздуха».
В долгосрочной перспективе расширение дорожной инфраструктуры ведет к росту личного автотранспорта и, как следствие, увеличению интенсивности дорожного движения, заторов и загрязнения воздуха.
Отмечается, что необходимо направлять инвестиции на развитие немоторизованных («медленных») видов мобильности, таких как пешеходная и велосипедная, а также общественного транспорта, который требует для перевозки людей гораздо меньше энергии и пространства по сравнению с автомобилями. Это поможет уменьшить их число на дорогах и снизить загрязнение воздуха.
«Транспортные средства коллективного пользования производят меньше выбросов в расчете на одного пассажира, чем индивидуальные автомобили. Тем не менее микроавтобусы (маршрутки), которые в настоящее время эксплуатируют в Бишкеке, производят около 10 процентов выбросов PM2.5 — примерно столько же, сколько частные автомобили, и в два раза больше, чем угольная ТЭЦ», — говорится в справке.
На маршрутах с интенсивным движением более эффективны автобусы больших размеров, с меньшим спросом — микроавтобусы, однако старые дизельные модели должны быть заменены на более экологичные транспортные средства.
Еще одна рекомендация — широкое внедрение выделенных автобусных полос. Там же, где они нецелесообразны, дорожное движение может быть оптимизировано путем синхронизации светофоров, улучшения дорожной разметки и сигнализации, введения улиц с односторонним движением, ограничения левых поворотов и более строго надзора за соблюдением Правил дорожного движения.
«С развитием эффективного общественного транспорта платная парковка может стать повсеместной. Это будет стимулировать переход на альтернативные способы передвижения. Следует также бороться с незаконной парковкой, чтобы обеспечить использование пространства, отведенного для движения транспорта, по назначению. Управление платными парковками может осуществляться в рамках государственно-частного партнерства, что позволит получать доход, который можно инвестировать в развитие общественного транспорта», — говорится в справке.
Кроме того, отмечают авторы документа, можно ограничивать движение автомобилей, особенно в периоды, характеризующиеся крайне низким качеством воздуха. «Вождение может быть ограничено в определенные дни в зависимости от номерных знаков автомобилей. Такие ограничения могут действовать в будни или только в дни пикового загрязнения, как целый день, так и в отдельные часы. Исключения могут быть сделаны для автомобилей с более чем двумя пассажирами, чтобы стимулировать совместное использование автомобилей (карпулинг)», — предлагается в документе.
Также необходимо восстановить практику обязательного технического осмотра автомобилей, включая проверку уровня выхлопных газов.
По оценкам ПРООН и ЮНЕП, частные автомобили производят около 10 процентов выбросов PM2.5 в Бишкеке, большая часть которых приходится на дизельные, и половину выбросов оксидов азота.
Техосмотр автомобилей позволяет убедиться, что такие элементы системы снижения выбросов, как каталитические нейтрализаторы, находятся в рабочем состоянии. Должны быть установлены нормы выбросов для основных загрязняющих веществ и проведены соответствующие испытания выхлопных газов.
«Для ограничения коррупционных рисков этот процесс должен быть автоматизирован и запротоколирован, а также может быть передан на аутсорсинг частному сектору с соответствующими стимулами. Техосмотр автомобилей также позволит выявлять технические неисправности, что повысит безопасность дорожного движения», — говорится в справке.