17:58
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Перепрыгнуть через класс и получить в школе профессию. Что еще ждет учеников

В Кыргызстане готовятся к переходу на 12-летнее обучение в школах. Пока у общества больше вопросов, чем ответов. Главный специалист управления школьного, внешкольного образования МОиН Ольга Брызгалова рассказала 24.kg о планируемых изменениях.

— Ольга Александровна, кого коснется переход на 12-летнее обучение — только будущих первоклашек или старшеклассников тоже?

— Программа будет меняться для всех, но в большей степени это коснется учащихся начальной школы, 1-4-х классов. Программа для старших классов увеличиваться не будет. Дети пойдут в школу с шести лет, предшкольная подготовка, которая была заложена в подготовительных группах детских садов, и программа «Наристе» (для неохваченных дошкольным образованием) будут пересмотрены и увеличены.

Нулевой класс теперь станет первым и будет больше направлен на социализацию ребенка, его умение жить в социуме, обучение порядку, на те предметы, которые помогут ему в дальнейшем обучении (навыки чтения, счет, развитие речи и мелкой моторики на уроках художественного труда и ИЗО).

Теперь начальная школа будет пять лет — с 1-го по 5-й класс, среднее звено — 6-10-е классы и старшая школа — 11-12-е классы.

Изменения коснутся базисных учебных планов и всего содержания образования. Будет постепенный переход. В настоящее время идут доработка государственного образовательного стандарта и его согласование в министерствах и ведомствах. Будет уменьшено количество учебных часов, несмотря на переход на 12-летку.

— Зачем при сокращении часов растягивать программу еще на один дополнительный год?

— Мы сокращаем нагрузку в среднем и старшем звене, а увеличиваем обучение с 1-го по 5-й класс. Даем равные стартовые возможности детям, которые идут в школу. Классы переполненные, как вы знаете, в некоторых школах до 50 детей в классе. Среди них часть умеет читать и считать, готова к обучению в школе, а некоторые в лучшем случае прошли только предшкольную подготовку. Переход позволит обеспечить равную подготовку детей.

— То есть дети придут в шесть лет и будут все вместе учиться писать и считать? Ведь программа сейчас требует сразу читающих и считающих.

— Вот с учетом этого и пересматривается программа. В этом году мы однозначно шестилеток в школу не возьмем. И не факт, что в следующем году это произойдет. Для этого должны быть адаптированы программы, разработаны учебно-методические комплексы, предметные стандарты хотя бы для 1-5-х классов.

— Психологи и некоторые учителя говорят, что в шесть лет детям рано учиться. Вы интересовались мнением специалистов?

— Да, я разговаривала и с психологами, и с директорами школ, которые говорили, что шестилеткам рановато. Программа нулевого класса будет не сильно увеличена в часовом аспекте. Практически то же самое. Будет больше практических занятий, познавательных моментов в пределах школьного образования.

— Почему за счет задыхающихся школ разгружают дошкольные учреждения? Не правильнее ли строить детсады, чтобы увеличивать охват детей дошкольным образованием?

— Все реформы всегда двигаются с трудом. Сложно перестроиться, понять, воспринять с радостью. Когда начальная школа была всего три класса, переход на четырехлетнее обучение многим школам тоже давался с трудом.

Конечно, в первую очередь перестройка коснется учителей начальных классов. Где-то это, наоборот, сыграет в плюс. Или учителю работать с 50 детьми разной подготовленности или одного уровня. А если будут звездочки, то есть экстернат, перевод в следующий класс. Такое тоже рассматривается на переходном этапе. Ведь мы не можем сказать, что все дети шести-, семилетнего возраста одинаковые. Тем более в этом году в школу идут дети 6,5-7 лет, а на следующий мы должны будем принять как шестилеток, так и семилеток, которые не придут в этом году. Если ребенок ходил в детсад и уже знает подготовительную программу, то может пойти во второй класс.

Задача школы — не отбить интерес к учебе, а наоборот. Тем более пандемия показала: родители не готовы заниматься с детьми дома. Это стресс. Но онлайн-учеба заставила родителей задуматься, что не только школа должна заниматься образованием детей.

— Получается, что детей в классах по 50 человек не будет?

— В 1-5-х классах число детей перераспределится. А вот создание учебных мест — это большой вопрос, и над этим сейчас работают. Когда вводили нулевые классы, в качестве эксперимента пробовали их открывать в детских садах. Вполне возможно, что там, где это будет возможно, сделаем так же.

— Вы рассчитали потребность в учителях, классах, учебниках?

— Районные и городские отделы образования уже проводят инвентаризацию, начиная от педкадров до числа детей. Учет детей дошкольного возраста ведут органы местного самоуправления.

— То есть пока точных данных у вас нет? Наши коллеги подсчитали: детей шестилетнего возраста около 158 тысяч. Куда их будут размещать, даже если не в новом, то в 2023/24 учебном году?

— В мэрии Бишкека к сентябрю планируют ввести в эксплуатацию 16 новых школ. В столице особенно катастрофическое положение. Будет проводиться анализ невостребованных зданий образовательных организаций. Хорошие здания есть у начального профобразования, учебные корпусы соответствуют учебным классам. Потребуются лишь средства на ремонт.

Вполне возможно, что не начальную школу будут переводить в эти здания, а старшую. Ведь в перспективе по планам к 11-12-му классу выпускник среднего звена должен быть нацелен на профилизацию предмета. Программный материал старшего звена будет пересмотрен с учетом того, что я прихожу в 10-й класс и знаю, что в будущей профессии мне не надо знать досконально литературу, я хочу знать математику, химию, физику и так далее. Поэтому учебные планы будут не единые для всех 11-12-классников, а по направлениям. Тогда и кабинеты должны быть оборудованы соответствующим образом.

— В большинстве школ давно нет лабораторных кабинетов. А тут министерство замахнулось за два года все сделать.

— Как раз считаем потребности.

— В начале 2022-го сообщалось о нехватке более 900 учителей, в том числе 62 педагогов начальных классов. Где кадры найдете?

— Недавно мы были на встрече, где присутствовали представители университета имени Арабаева. С учетом повышения зарплаты они опасаются, что предметники уйдут в школы, поскольку зарплата в вузах осталась на прежнем уровне.

— Дети и так не хотят учиться, многие уходят после 9-го класса. Зачем делать 12 лет обучения?

— Тех детей, которые учатся сейчас, это никак не коснется. Как ребенок оканчивал школу в 17-18 лет, так и будет в этом возрасте завершать обучение. Закон не имеет обратной силы. Мы не можем просто так увеличить программу еще на год. Как введем 12-летнее образование, вполне возможно, что кто-то просто «перепрыгнет» через класс в соответствии с возрастом.

Возрастной период на выходе из школы сохранится тот же самый. Единственное — дети раньше пойдут в школу.

Проблема в этом контексте, мне кажется, в родителях, которые привыкли, что ребенок ходит в детский сад до 6,5-7 лет и весь день занят. Они его отвели и спокойно занимаются своими делами. А теперь проблема. Шестилетка отучится в первом классе 2,5 часа, и родителям нужно будет задуматься о том, чем его потом занять и куда определить.

По поводу старшеклассников планы такие: раньше при школах были учебно-производственные комплексы. Сейчас будет их возрождение. У выпускника 10-го класса будет сертификат/свидетельство о владении профессией, не просто какой-либо, а в зависимости от потребности его региона.

Допустим, в Нарынской области развито животноводство, там будут предлагать направление ветеринарии. А не так, что все поголовно будут швеями, поварами или парикмахерами. Хотя и эти профессии нужны. Кто захочет, сможет продолжить свое обучение после 10-го класса в вузах и так далее. Минимум как две специальности он должен будет получить.

Ученик, оканчивая школу, не должен сидеть на шее у родителей, он может найти работу уже по профессии.

Если в самой школе нет базы, а рядом находится подходящий профлицей, то один-два дня в неделю или по часам, как это будет удобно для школы/колледжа/лицея, учащиеся будут ходить туда, а основное образование продолжат получать в школе.

— Сколько лет потребуется на внедрение УПК и создание базы? Ведь от былого ничего не осталось.

— Согласна, ломать не строить. Это гораздо быстрее происходит, чем наверстывать упущенное. Но задача поставлена, в том числе и на уровне правительства. Надеемся, что финансирование на создание материально-технической базы увеличат. Ведь на пальцах невозможно обучить ту же швею, повара или сантехника.

У министерства задача — подготовить образовательные, предметные стандарты и определить политику образования. А создание материально-технической базы, содержание — уже к Минфину, Минэкономики, кабмину.

Популярные новости
Бизнес