В Кыргызстане нет единых точных данных о числе детей с инвалидностью. И тем более нет информации о том, сколько из них учатся. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) провел анализ положения детей и подростков с инвалидностью в Кыргызстане. И получил шокирующие результаты.
В Кыргызстане право на образование детей с инвалидностью закреплено официально, но на практике оно не предоставляется.
В стране ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов. Еще в 2019 году была принята концепция и программа инклюзивного образования. Страна взяла на себя международное обязательство давать образование детям с инвалидностью. Но не исполняет его.
Невидимые ЛОВЗ
В недавнем докладе правозащитной организации HWR утверждается, что в лучшем случае один из трех детей с инвалидностью имеет доступ к любому виду школьного образования.
Чаще всего дети с инвалидностью учатся в специализированных классах.
По данным Национального статистического комитета, в Кыргызстане всего 18 школ для детей с особыми нуждами. Численность учеников за последние десять лет в этих заведениях выросла незначительно — только на 7,8 процента. При этом даже скупая официальная статистика говорит, что количество детей с ОВЗ за это время выросло на 38,5 процента.
При этом авторы ситуативного анализа отмечают, что эти цифры тоже весьма условные. Ведь в Кыргызстане данные по образованию зачастую не включают детей с инвалидностью, поскольку они, как правило, находятся в изолированных условиях. Да и о качестве такого обучения судить сложно.
«Несмотря на наличие данных о количестве специализированных образовательных организаций и учащихся с инвалидностью в каждом подобном учреждении, информация об образовательных программах и качестве преподавания встречается редко», — говорится в докладе.
За последние 25 лет нормативное законодательство, программы, материалы, дидактическая база и учебные ресурсы (учебники) не менялись.
Путь в обычную школу закрыт
«Во многих специализированных школах дети живут на постоянной основе и разлучены со своими семьями. Если ребенок поступает в подобное учреждение, возможность перевода в обычную школу больше не рассматривается, за исключением отдельных случаев, когда для этого прилагаются значительные усилия со стороны родителей. Это также является нарушением статей Конвенции о правах инвалидов», — отмечают специалисты ЮНИСЕФ.
По официальным данным на 2019 год, только 305 детей школьного возраста с инвалидностью посещают обычные школы.
А чаще всего такие ребята просто остаются дома. Национальный статистический комитет ведет учет детей и подростков, не приступивших к занятиям в общеобразовательных организациях. И большинство тех, кто не пошли в школы, — с ограниченными возможностями здоровья. В прошлом году таких было почти две трети.
Координатор проекта раннего развития детей ЮНИСЕФ Чинаргуль Джумагулова в беседе с 24.kg отметила, что по принципам инклюзивного образования дети должны ходить в садик, школу возле своего дома, чтобы проживать в семье, учиться со своими сверстниками. «Бывает, что родители не могут возить ребенка в специализированные учебные организации, и тогда он идет в обычную школу или детский сад», — отметила она.
И учителям, воспитателям надо с ним работать. Поэтому должна быть гибкая учебная программа с учетом возможностей ребенка.
Чинаргуль Джумагулова
Эксперт убеждена, что педагогов необходимо учить работать в одном классе с детьми разного уровня развития, чтобы ребенок получал задания в соответствии со своими возможностями. Тогда ему самому будет интересно, он не будет отвлекаться, стараясь развлечь себя. И оценивать результаты ребенка будут тоже с учетом его возможностей. К тому же никто не отменял дифференцированный подход в педагогике.
Инклюзивное образование не означает, что всех должны посадить за парты.
«Оно основывается на правах человека. И семья, ребенок имеют право выбора. И если они хотят идти в школу или садик рядом с домом и обучаться со всеми детьми, это их право, и организация образования должна быть к этому готова», — уверена представитель ЮНИСЕФ.
Создавать условия, а не видимость
Эксперт отмечает, что есть дети, которым нужны специальный подход и помощь. Поэтому сейчас даже речи не идет о закрытии интернатов для детей с особыми нуждами. Это просто невозможно в нынешних условиях. Но и ограничивать детей с инвалидностью в праве учиться в обычной школе тоже нельзя. Ведь в интернатах много детей, которые могут спокойно учиться, ходить в обычные школы и садики.
«Например, в интернате для детей с нарушением зрения находятся дети, которым просто нужны учебники со шрифтом покрупнее. Могу с уверенностью сказать, что таких деток будет немного. Даже не в каждой школе», — приводит пример Чинаргуль Джумагулова.
Просто открыть дверь садика или школы и туда поместить ребенка — это еще не означает инклюзивное образование.
Чинаргуль Джумагулова
Специалист обращает внимание и еще на одну проблему — отсутствие связи между уровнями развития и обучения детей. Упор больше делается на то, что детей надо «включать». Но это тоже неправильно.
«Необходимо создавать среду или условия, благоприятные для развития: гибкие программы обучения, приспособленные для этого материалы. Нужно поддерживать и обучать учителей и педагогов, которые будут работать с этими детками. Нужны специальные приспособления, которые предоставят или облегчат доступ к классам, другим помещениям. Немаловажно работать с другими учениками, родителями», — отмечает она.
В Кыргызстане до сих пор существует где-то стигма в отношении детей с инвалидностью, непонимание, что это всего лишь какая-то особенность ребенка, которая не заразна.
Да, отношение в обществе к людям с инвалидностью меняется в лучшую сторону. Но у части населения сохраняются страхи и настороженность. И происходит это в том числе потому, что люди с инвалидностью сидят дома, их не видят, не знают.
«Одно время говорилось, что инклюзивное образование невозможно внедрять, пока общество не будет готово. Но оно не поменяется, пока не увидит, что это возможно на практике. Ни одно общество, где хорошо развито инклюзивное образование, не пришло к этому за один день. Великобритании, например, понадобилось около 30 лет, за которые сменилось поколение, и новое выросло со сверстниками с инвалидностью», — заключила Чинаргуль Джумагулова.
Начать сначала
В 2019 году в Кыргызстане приняты концепция и программа инклюзивного образования. Этого добивались много лет. Но сейчас в ЮНИСЕФ считают, что ее реализацию необходимо приостановить, пока не будет проведен полный обзор документов в сфере образования.
Это нужно, чтобы была не интеграция детей с ОВЗ, а именно «инклюзивное образование».
Сегодня профильный закон об образовании не содержит определения инклюзивного образования и мер по обеспечению альтернативных способов коммуникации в рамках образовательного процесса. Нет также и обязательства поощрять обучение учителей альтернативным методам, в том числе мер по трудоустройству учителей с инвалидностью. Кроме того, он не регулирует доступ к вспомогательным средствам.
Образование детей с инвалидностью рассматривается только в отдельных формах: специальные группы, классы или организации с целью лечения, образования, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.
«Необходимо понимать, что инклюзивное образование — это право ребенка. И подходить к нему надо с этой позиции. С этой точки зрения и должны раскрываться подходы к инклюзивному образованию и сама концепция», — уверена координатор проекта раннего развития детей ЮНИСЕФ Чинаргуль Джумагулова.