10:16
USD 86.20
EUR 91.64
RUB 0.89

Мошенники на маркетплейсе. Как не попасться на удочку и не лишиться денег

В последние несколько лет в Кыргызстане активно развивается онлайн-торговля. В стране работают два крупных российских маркетплейса. Заказывать товары у них уже стало привычкой.

Но вместе с удобством получаешь и побочный эффект — уловки мошенников, которые пытаются добраться до средств на карте.

Конечно, марткетплейсы защищают свои приложения и данные пользователей от взлома. Но порой сам покупатель по своей невнимательности дает мошенникам все карты в руки.

Редакция 24.kg собрала самые популярные схемы, которые могут использовать, чтобы получить данные к паролям аккаунтов, реквизитам банковских карт и кодам уведомлений.

Скидки по ложной ссылке

Вам приходит рассылка от маркетплейса о распродаже в черную пятницу или в честь Всемирного дня шопинга. Вроде ничего страшного. Такие акции действительно есть, но будьте внимательны.

Слишком большие скидки на товар могут быть уловкой мошенников.

Как это работает? Вам приходит ссылка на страницу с конкретным товаром, который вы, возможно, когда-то присматривали. На первый взгляд все хорошо: вы в своем онлайн-кабинете. С радостью добавляете товар в корзину и решаете оплатить. И вот тут начинается все самое интересное. Вам открывается форма, куда нужно внести данные карты. Даже если покупатель ранее их вводил, эйфория от будущей выгодной покупки затмевает тревожные звоночки. Как правило, человек решает, что просто сбились настройки.

Покупатель вводит реквизиты, код подтверждения, и деньги списываются с карты. Но потом выясняется, что заказа как такового и не было, а деньги ушли сторонней организации. Мошенники часто рассылают людям заманчивые предложения по электронной почте, через соцсети и мессенджеры. Обычно они активизируются перед праздниками и в периоды распродаж. Но их ссылки ведут не на реальный сайт, а на двойник. С его помощью воруют деньги с карт.

Поэтому всегда проверяйте адреса отправителя в ссылке. Аватарка с логотипом компании не гарантирует, что вам пишет представитель настоящего магазина. Если адрес хотя бы одним символом отличается от официальной почты организации, письмо лучше сразу удалить.

Не торопитесь переходить по ссылкам от незнакомцев. Вы рискуете попасть на фишинговый сайт — клон настоящего магазина.

Лучше всего самому зайти в приложение или на официальный сайт магазина — персональные скидки вы увидите после авторизации. При этом ни по каким ссылкам переходить не придется. Если вы уже попались на удочку мошенников, то лучше как можно скорее заблокировать карту. Так вы хотя бы спасете оставшиеся на ней средства.

Фальшивая техподдержка

Бывает, что у покупателя возникают споры с маркетплейсом по поводу списанных средств. Когда с вами связывается техподдержка по поводу жалоб, тоже нужно быть внимательными. Здесь тоже можно нарваться на мошенников. Они присылают сообщение в соцсети и обещают компенсировать списанную сумму в двойном размере.

А дальше по классической схеме: вам присылают ссылку на форму, где надо ввести реквизиты карты.

В чем подвох? Форма возврата на самом деле ведет на поддельную страницу, цель которой получить данные вашей карты. Люди ведутся на такой обман, потому что у них не просят денег, а, наоборот, хотят их вернуть.

Всегда общайтесь с техподдержкой в чате приложения или сайта маркетплейса. Используйте только те каналы коммуникации, которые указаны на официальной странице интернет-магазина. Не сообщайте никому полные данные своей карты. Проверяйте адреса сайтов, на которых вас просят их ввести.

Воровство профиля

Да, и такое может быть. Мошенники получают доступ к вашему профилю в интернет-магазине и в кратчайшие сроки делают много заказов. Все они небольшие, но сумма в итоге «уходит» приличная. Причем заказываться могут совсем странные товары вроде насадки с цветной подсветкой на кран для воды.

Мошенники взламывают почту, получают доступ к аккаунту на маркетплейсе и делают фейковые заказы в своих фирмах-однодневках.

Поскольку суммы небольшие, то и подтверждения от банка о покупке не требуется. Если так произошло, то можно просто отменить заказы, если они сделаны с вашего аккаунта на маркетплейсе. Да, скорее всего, придется оплатить комиссию за возврат товара, но это лучше, чем потерять кучу денег. Можно написать в техподдержку и объяснить ситуацию. В этом случае и за возврат платить не придется. Маркетплейс тоже заинтересован, чтобы найти мошенников.

Чтобы избежать подобного, защищайте свою электронную почту: сложный пароль и двухфакторная аутентификация. Да, кажется муторно. Еще один вариант — завести отдельную карту только для интернет-покупок. Это может быть даже виртуальная карта. Ее и подвяжите в приложении, но деньги закидывайте непосредственно перед оплатой покупок.

Популярные новости
Бизнес