22:47
USD 86.80
EUR 91.06
RUB 0.83

Новый Налоговый кодекс. Кроили, кроили, да не перекроили

В Кыргызстане новый Налоговый кодекс действует чуть меньше полугода. А претензий к нему едва ли не больше, чем к предыдущему варианту.

Бизнес сразу говорил, что документ сырой и нуждается в дополнительной проработке.

Но предпринимателей никто не услышал. Президент ввел документ в действие фактически задним числом. И сразу возникли проблемы, жалобы и требования пересмотреть отдельные нормы.

Когда кабмину некогда

Чиновники вроде и согласны с частью доводов бизнеса. Недоработки признали и даже пообещали скорректировать кодекс. Но на деле нужные как воздух поправки представили... депутаты парламента. Марлен Маматалиев и Данияр Толонов предложили внести изменения в новый Налоговый кодекс, чтобы облегчить условия работы общепита.

Марлен Маматалиев отметил, что предлагается снизить налог для субъектов общественного питания — с 8 до 6 процентов при наличном расчете, до 4 процентов — при безналичном.

В регионах ставку для объектов общепита предлагают сделать 5 и 3 процента.

«Представители сферы говорят, что налог повысили без согласования. Они вынуждены поднимать цены. Многие уходят в тень. Ну какая ставка в 8 процентов в регионах? Они столько не зарабатывают, чтобы такие суммы отчислять», — возмутился парламентарий.

Когда вопрос обсуждали на заседании профильного комитета Жогорку Кенеша, депутат Дастан Бекешев поинтересовался у представителей Минэкономики, когда они представят поправки. Представители ведомства ответили, что в ближайшее время поправки рассмотрят на заседании кабинета министров и потом внесут в парламент. В том числе кабмин представит ставки акцизного налога на 2023 год. Но уже конец июня, а документа нет. Еще идут обсуждения.

Что хочет бизнес

Зато предприниматели четко и ясно обозначили свою позицию. Они представили список изменений, которые надо внести в Налоговый кодекс.

Предлагается убрать порог в 30 миллионов сомов при выборе режима налогообложения — упрощенный или общий. Предприниматели считают, что нужно снизить ставки единого налога для некоторых видов деятельности, таких как туризм и общепит.

Обязательство по уплате обратного налога на добавленную стоимость (НДС) следует применять только к его плательщикам.

В этом случае уплаченный НДС берется в зачет, как и предлагалось в проекте Налогового кодекса. В противном случае обратный НДС становится дополнительным расходом.

Рекомендуется отменить ограничение по срокам для нулевой ставки налога с продаж. Такие изменения в НК планировались, но до сих пор не внесены. Сейчас ставка налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, в случае если налог оплачен в безналичной форме, установлен в 0 процентов только до 1 января 2023 года.

Ограничение по срокам негативно повлияет на развитие безналичной системы платежей и может вызвать рост теневого оборота.

Бизнес предлагает разработать четкие механизмы трансфертного ценообразования для налогообложения. Трансфертное ценообразование — это способ установления цен в сделках между участниками группы компаний или иными взаимозависимыми субъектами, применяемый для снижения налоговой нагрузки.

Судебная практика показывает, что сейчас нет четких правил и методик определения рыночных цен. В других странах она есть. В Казахстане действует отдельный закон, в то время как в Кыргызстане есть лишь несколько статей в Налоговом кодексе.

Жалобы, поправки и разъяснения

Предприниматели просят убрать норму, что вносить поправки в Налоговый кодекс можно не чаще одного раза в год.

Налоговый кодекс должен оперативно реагировать на современные вызовы и изменения по результатам анализа правоприменения налогового законодательства. 

Глава Международного делового совета Аскар Сыдыков 

С введением в действие нового Налогового кодекса Министерство экономики и коммерции наделили новыми функциями. Оно может предоставлять письменные разъяснения по применению документа и налогового законодательства в целом. Бизнес предлагает систематизировать процесс.

«Разъяснения должны быть тщательно проработаны. Кроме того, толкование норм налогового законодательства должно быть единообразным. К примеру, если две компании обращаются по идентичному вопросу, то и разъяснения должны быть идентичными.

Важно обеспечить открытость предоставленных письменных разъяснений, публикуя их в специальном разделе сайта Минэкономики. Такой раздел существует, но информации там пока нет», — отмечают в Международном деловом совете.

Заместитель бизнес-омбудсмена Нурлан Мусуралиев рассказал, что проведен анализ нового Налогового кодекса. Кроме того, ведется мониторинг жалоб предпринимателей о налоговых спорах. На встречах с региональным бизнесом выявили много проблем, связанных с новым Налоговым кодексом.

В частности, отмечен недостаточный уровень информированности и понимания системы работы электронной отчетности и новых требований к ККМ.

Для улучшения положения предпринимателей необходимо соблюдать последовательность и открытость при применении Налогового кодекса в решении апелляционных споров. По статистике рассмотрения таких жалоб, подавляющее их большинство решается в пользу налоговой службы.

«Как и прежде, бизнес-омбудсмен предлагает предусмотреть в Налоговом кодексе возможность рассмотрения апелляций налогоплательщиков в Минэкономики и коммерции или создать коллегиальный механизм рассмотрения апелляций налогоплательщиков с официальным опубликованием принятых решений. В этом случае могли бы быть более объективные решения при рассмотрении жалоб», — пояснил Нурлан Мусуралиев.

Почти все рекомендации, которые сейчас озвучивает бизнес, были и в 2021 году. Это значит, что еще на этапе разработки документа мнение предпринимателей практически не учли. Пакета поправок от кабмина тоже пока нет в открытом доступе. Это значит, что у бизнеса вновь не будет времени, чтобы все изучить и успеть среагировать.

Но власти продолжают говорить, что заботятся о тех, кто платит налоги. Только вот с такой заботой бизнесу проще уйти в тень, чем дождаться внимания от государства.

Популярные новости
Бизнес