20:35
USD 86.80
EUR 91.76
RUB 0.80

Экономика в условиях режима ЧП. Темир Сариев о том, как выходить из ситуации

В связи с негативными последствиями пандемии коронавируса на экономику Кыргызстана сегодня правительство прогнозирует падение роста экономики и ВВП в 2020-м на уровне 6,8 процента. Если учесть влияние мировой рецессии, то может быть и больше.

По прогнозам Всемирного банка, в странах Европы и Центральной Азии снижение роста ВВП в этом году будет на уровне 5 процентов. Снижение темпов роста экономики обусловлено замедлением, а в некоторых секторах практически остановкой экономической деятельности и, как следствие, падением темпов роста экономики.

Бюджет Кыргызстана на 2020 год закладывался на уровне 164 миллиардов сомов. Из них поступления налоговых и таможенных поступлений и других источников — 143 миллиарда сомов без учета такого внешнего шока, как коронавирус, и его последствий.

Выпадения, то есть недопоступление, только налоговых и таможенных платежей в бюджет из-за замедления деловой и внешнеэкономической деятельности, по предварительным подсчетам кабмина, составляют порядка 30 миллиардов сомов. Экспертная оценка — до 40 миллиардов сомов.

Правительство сейчас пытается оптимизировать процессы, чтобы наша экономика не рухнула совсем. Что делать и как нам реанимировать экономическую ситуацию с учетом складывающейся ситуации, 24.kg рассказал бывший премьер-министр Темир Сариев.

Число безработных стало больше

С введением ограничительных мер, в частности режима ЧС, а затем и ЧП, очень резко упала экономическая активность. В стране малый бизнес, а это около 800 тысяч индивидуальных предпринимателей и работающих на основе патента, плюс те, кто работает в неформальной экономике, — около 190 тысяч (грузчики, уборщики, мелкие торговцы, официанты в забегаловках, мойщики и другие), уже столкнулись с большими трудностями и практически остались без работы и средств к существованию.

Это тревожная картина, не говоря уже о возможном возвращении мигрантов, которых будет насчитываться по меньшей мере около 150 тысяч. То есть более миллиона потенциальных безработных на рынке мы уже имеем, и со всем этим нужно будет разбираться как можно скорее.

Кабинет министров, конечно же, ищет пути для восполнения доходной части бюджета и обратился к международным донорам с просьбой о предоставлении помощи на поддержку бюджета на льготных условиях. На эту просьбу уже откликнулись основные доноры и выразили готовность предоставить помощь в размере около $350 миллионов (МВФ — $120,9 миллиона и АБР — $100 миллионов).

Однако 2/3 из этой помощи будет в виде кредита, пусть даже льготного. Это негативно отразится на долговой стабильности республики.

К слову, на выплату государственного долга Кыргызстана в этом году в бюджете запланировано более 26 миллиардов сомов. В любом случае указанные средства закрывают только половину потребностей бюджета на 2020-й, и правительству необходимо изыскать другие источники для покрытия дефицита.

Что необходимо сделать?

Правительству надо пересмотреть бюджет страны на этот год в части оптимизации и приоритизации расходов со смещением фокуса на здравоохранение (эпидемиология, выявление и лечение вируса), чрезвычайные ситуации и поддержание безопасности и правопорядка.

Очевидно, что много не сэкономишь, поэтому надо не забыть о капитальных вложениях и сельском хозяйстве, которые дают мультипликативный эффект в экономику государства в течение небольшого времени.

Также важно отметить финансовый сектор. Портфель коммерческих банков на начало года составляет около 146 миллиардов сомов, а портфель микрокредитных компаний — 24 миллиарда. Естественно, если сегодня бизнес простаивает, то завтра возникнет вопрос выплат по кредитам: бизнес будет рушиться, рабочие места теряться — экономике минус.

Необходимо принять пакет мер кабмина для поддержки бизнеса финансами, предоставив льготные и беспроцентные кредиты, освободить на время кризиса от выплат налогов (патенты, контракты) и страховых отчислений в рамках социальных выплат при условии сохранения рабочих мест, а также арендной платы и отсрочку платежей по процентам кредитов.

Да, правительство уже приняло 31 марта план первоочередных мер по смягчению воздействия на экономику, но в основном это были меры рекомендательного характера с отсрочкой налоговых выплат.

А бизнесу нужны реальные стимулирующие меры: облегчение налогового бремени на период простоя и экстренное финансирование.

К слову, свое мнение об этом плане высказал Международный деловой совет. Во времена глобальных мировых кризисов правительства многих стран оказывали стимулирующие финансовые вливания в экономику для повышения потребления и расходов, чтобы перезапустить ее. Порой даже раздавали деньги населению, чтобы они могли тратить и поддерживать бизнес.

Понимаю, что наши финансовые возможности ограничены бюджетом, но здесь нужно идти на нестандартные и порой радикальные решения для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Фактически мы с вами становимся свидетелями «Черного лебедя», описанного финансовым аналитиком Нассимом Талебом.

Сама пандемия может закончиться в скором времени. ВОЗ оказывает существенную поддержку, помогают доноры и соседи, а вот ее последствия еще долго будут ощущаться, и преодолевать их нам придется уже своими силами.

Безусловно, после каждого кризиса ожидается бурный подъем, об этом свидетельствует вся история экономики, но нужно будет хорошо подготовиться к этому. Насколько мне известно, кабмин в настоящее время разрабатывает дополнительные антикризисные меры к своему плану, так называемый второй пакет мер. Здесь в качестве рекомендации им можно предложить следующее.

Что я предлагаю:

1

Беззалоговые низкопроцентные кредиты от 100 до 400 тысяч сомов для малого бизнеса (ИП, патент и так далее). Именно для тех, кто простаивал или понес убытки, связанные с коронавирусом. Такие кредиты можно выдавать на срок от шести месяцев до двух лет. Это даст импульс через быстрые вливания и приведет к оживлению в экономике. Естественно, это должны быть порядочные предприниматели, которые в докризисные времена добросовестно оплачивали налоги.

2

Низкопроцентные кредиты от 1 до 3 миллионов сомов для среднего бизнеса (юридические лица, предприятия и так далее) на срок от одного до трех лет со ставкой не более 7 процентов и отсрочкой выплат процентов в шесть месяцев.

3

Выплату процентных ставок по кредитам комбанкам продлить на три-четыре месяца. Национальному банку при этом поддержать комбанки и МКК через предоставление «длинных» и льготных кредитных линий для поддержания ликвидности и стабилизации финансового сектора страны.

4

Снижение страховых отчислений для малого и среднего бизнеса с условием сохранения рабочих мест и обеспечением фонда заработной платы до 12-15 процентов по аналогии с Парком высоких технологий.

5

Поддержать предприятия, работающие на экспорт, посредством выдачи беспроцентных кредитов сроком на шесть месяцев на стоимость отгруженных товаров на экспорт. При этом обеспечить экспортный контроль, что товар отгружен через товарно-транспортные накладные и сумма контракта будет в валюте. Здесь поддерживаются сразу две цели — сами экспортеры и платежный баланс республики через увеличение поступления валюты.

6

Учитывая, что сектор строительства занимает значительную долю в экономике страны и берет на себя значительный объем по обеспечению занятости населения, предлагается профинансировать государственную ипотеку в размере 7-8 миллиардов сомов.

7

Продолжение финансирования механизмов по поддержке и развитию сельского хозяйства.

Где взять деньги?

Выпуск ценных бумаг — государственных казначейских векселей Министерства финансов и других гарантированных ценных бумаг.

Золотовалютные резервы Национального банка — в кризисных ситуациях использование золотовалютных резервов НБ КР допускается.

Использование акций компании «Центерра» как финансового инструмента для привлечения дополнительных средств на развитие экономики.

Все эти меры должны стимулировать экономику и создать цепочку добавленной стоимости.

По экспертным оценкам, в экономику нужно влить 30-35 миллиардов сомов для обеспечения ликвидности экономики и покупательской способности.

И, конечно, в условиях выхода из этого сложного положения нужна антикризисная стратегия, нацеленная на реализацию следующих программ в средне- и долгосрочной перспективе:

  • программа привлечения частных инвестиций;
  • программа создания рабочих мест (обеспечение занятости);
  • запуск и реализация национальных проектов (ирригация, энергетика, включая ВИЭ, горная добыча, кластерный подход в торговле, сельском хозяйстве и туризме).
Популярные новости
Бизнес
29 ноября, пятница