Экономика Кыргызстана по-прежнему сильно зависит от работы «Кумтора». И вступление в ЕАЭС с обещанным изменением структуры экономики пока не повлияло на это. Имеющиеся проблемы усугубили протесты местного населения против разработки месторождений зарубежными инвесторами.
24.kg подводит итоги года и отмечает главные экономические события 2018-го.
В золотом капкане
Весь год экономику республики лихорадило. Если в начале года все выглядело более или менее оптимистично, то через три месяца 2018-го ее рост резко замедлился — с 2,3 процента в январе до 1,3 процента в апреле. По итогам первого полугодия он и вовсе оказался очень скромным — лишь 0,1 процента. С июля этого года и вовсе началось падение — на 0,2 процента.Причина проста и вполне прогнозируема. Рост экономики замедлился из-за того, что на крупнейшем месторождении золота — Кумтор — перешли к разработке участка с бедным содержанием руды. В результате резко упал экспорт драгоценного металла, что сразу сказалось на показателях экономики.
С началом осени ситуация изменилась. На «Кумторе» перешли к разработке участка с более высоким содержанием золота в руде. Экономика отреагировала практически мгновенно. После трехмесячного падения начался рост.В 2018 году «Кумтор» наглядно показал, как изменения объемов добычи и экспорта золота серьезно влияют на ВВП.
Министр экономики Олег Панкратов
«Мы еще в середине года говорили о трендах в экономике. О том, что с начала осени ситуация исправится. Наши прогнозы подтвердились. По итогам 11 месяцев 2018-го рост ВВП достиг 3,1 процента. Мы ожидаем, что декабрь даст еще несколько процентных пунктов. Может быть, ВВП по итогам этого года вырастет до 3,5 процента», — прокомментировал ситуацию 24.kg Олег Панкратов.
Стоит отметить и другой факт. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор показатели экономики Кыргызстана довольно стабильны. Рост ВВП оставался положительным, оставаясь в пределах 2 процентов.
При этом показатели промышленного производства, как и всей экономики, в отличие от 2017 года, держались в основном за счет текстиля, а не добычи полезных ископаемых.
Прощай, добытчик!
Важная составляющая экономики страны — привлечение инвестиций. Больше всего способна привлечь сфера добычи полезных ископаемых. Но в 2018-м власти КР вновь расписались в своей неспособности защитить инвестора от местных жителей.2018 год прошел под знаком нового витка митингов против разработки недр в Кыргызстане.
В феврале митинг против разработки месторождения Шамбесай устроили в Кадамджайском районе.
В апреле митингующие в Тогуз-Тороуском районе подожгли строящуюся фабрику компании «Макмал Алтын». Ущерб инвестор оценил в $2 миллиона.
В июне против разработки месторождения Иштамберди выступили жители Ала-Букинского района. Через несколько дней жители Акназаровского айыл окмоту Бакай-Атинского района Таласской области вышли на митинг против добычи золота в ущелье Урмарал.
Правительство вроде пыталось как-то уладить ситуацию. Но события декабря 2018 года показали, что усилий явно недостаточно. Из-за провокаций местных жителей остановили производство на месторождениях Терек, Тереккан и Перевальное.
Если вспомнить о незавершенных переговорах по Кумтору, штраф в $500 тысяч с разработчика Джеруя за якобы не начатое вовремя строительство и арест счетов компании KAZ Minerals Bozymchak за неуплату налогов, то ситуация с инвесторами выглядит, мягко говоря, патовой.
Горная добыча из локомотива привлечения инвестиций превращается в пугало для крупных предприятий.
Евразийские нестыковки
А вот участие КР в Евразийском экономическом союзе за уходящий год ощутимых результатов так и не дало. Чиновники по-прежнему говорят о необходимости строительства лабораторий, снятии ветеринарных постов и увеличении поставки товаров на рынки государств объединения.На практике 90 процентов обещаний таковыми и остались. Лаборатории мы не достроили, оснащение постов на внешней границе ЕАЭС затягивается, а отечественные товары Россельхознадзор возвращает пачками из-за отсутствия нормальных сопроводительных документов и фитосанитарных сертификатов.
Кыргызстан в ЕАЭС четвертый год, но ветеринарные посты на границе с Казахстаном так и не сняты. Когда это случится, никто уже и не прогнозирует.
«Мы постоянно говорили, что вступление в ЕАЭС станет стимулом для перехода от реэкспортной экономики к промышленной. Мы для этого создавали необходимые условия. И уже сегодня мы видим первые результаты. Чуть ли не каждый месяц открываются крупные и серьезные предприятия. Например, запуск на юге цементного завода при поддержке Российско-Кыргызского фонда развития, двух крупных предприятий по сборке бытовой техники в СЭЗ «Бишкек» с участием узбекских партнеров», — рассказал Олег Панкратов.
Резких шоков не предвидится
По мнению аналитика отдела экономического анализа Евразийского банка развития Айгуль Бердигуловой, в следующем году производство золота останется ключевым в динамике экономического роста. Постепенное сокращение производства драгоценного металла на руднике «Кумтор» будет сдерживать рост ВВП.«Среди факторов, которые могут оказать поддержку экономике в 2019-м, можно отметить потребительский спрос, который будет определяться сохранением роста реальных денежных доходов», — подчеркнула она.
Глава Минэкономики Олег Панкратов ожидает, что в следующем году рост ВВП составит 4 процента. Шоковых скачков не будет. Год будет стабильным, без резких колебаний.По нашим оценкам, в 2019 году ВВП Кыргызстана вырастет на 3,9 процента.
Айгуль Бердигулова, аналитик отдела экономического анализа Евразийского банка развития
Министр напоминает, что экономика пусть медленно, но растет. И чем больше будет промышленный рост, тем меньше будет ощущаться влияние одного крупного предприятия.
Промышленность занимает уже 18 процентов ВВП страны, а сельское хозяйство — 12 процентов.