В Кыргызстане много лет общественность требовала сократить число депутатов. Объяснение было вполне логичным: для такой маленькой страны 120 народных избранников — слишком много. В прошлом году их число сократили до 90 человек.
Наш анализ показал, что расходы госбюджета на содержание Жогорку Кенеша при этом практически не изменились.
На парламент и Управделами президента тратятся миллиарды сомов денег налогоплательщиков. Но вместо пользы мы получаем сомнительные законодательные инициативы и увеличение числа госпредприятий.
На что идут наши деньги
Анализ данных о расходах бюджета показывает, что за последние восемь лет на содержание Жогорку Кенеша потрачено почти шесть миллиардов сомов. Единственный год, когда траты были меньше 700 миллионов — пандемийный 2020-й. Но дело было не только в локдауне. На этот год пришлись парламентские выборы, когда депутаты предпочли агитацию написанию законов, а также смена власти, когда работа законодательной ветви власти была фактически парализована до стабилизации обстановки в стране.
Но парламент — не единственный государственный орган, который влетает налогоплательщикам в копеечку.
Управление делами президента в год тратит почти столько, сколько и депутаты. Эта организация, напомним, занимается обеспечением комфортной работы самого главы государства и кабмина, всего правительства и администрации Садыра Жапарова. С 2015 года на это ведомство ушло 5,2 миллиарда сомов бюджетных средств.
Сводные данные о расходах управделами президента и правительства есть с 2015 года. Они показывают, что самые меньшие траты были в 2016-м и 2019-м. В это время они не доходили даже до полумиллиарда сомов. А вот в последние два года они даже выше, чем у Жогорку Кенеша.
Тут вроде есть логика. В прошлом году Кыргызстан перешел к президентской форме правления. В рамках реформ аппараты главы государства и правительства объединили. Естественно, выросли и траты. К тому же у Управделами на балансе десятки подведомственных учреждений, а общая штатная численность доходит почти до 2 тысяч человек.
Но добавим ложку дегтя. Когда президент Садыр Жапаров подписывал новую Конституцию, он обещал сократить государственные предприятия и учреждения. Но на практике сейчас кабмин плодит их пачками. Чаще всего логики в решениях нет. А ведь деньги на их работу выделяют из бюджета, который кыргызстанцы пополняют при уплате налогов.
Новые депутаты стали дороже
В прошлом году в стране изменили избирательную систему и сократили число депутатов парламента. Их стало 90 вместо 120. Кыргызстанцы ждали, что и траты на содержание Жогорку Кенеша тоже сократятся.
В реальности сумма уменьшилась, но совсем незначительно. На содержание Жогорку Кенеша в бюджет этого года заложили всего на 8 миллионов сомов меньше. В итоге получается, что содержание новых парламентариев оказалось даже дороже, чем предыдущего созыва.
Конечно, расходы идут не только на депутатов, но и на аппарат парламента. Сотрудники Жогорку Кенеша обеспечивают комфортную работу депутатов. Следовательно, траты на них — это тоже расходы на содержание депутатов.
Отметим еще один важный момент. В декабре 2021 года президент подписал указ о сокращении должностных окладов депутатов Жогорку Кенеша. Согласно документу, оклад торага теперь составляет 30 тысяч сомов, его заместителей — 27 тысяч сомов, лидеров депутатских фракций и председателей комитетов — 26 тысяч сомов, депутатов — 25 тысяч сомов. Но цифры говорят об обратном. Траты на депутатов продолжают расти.
А выхлоп где?
Думаете, уменьшение числа депутатов и увеличение трат на них улучшило работу народных избранников? Нет. Новые парламентарии успешно переняли опыт предшественников. Они продолжают будоражить народ своими инициативами, от которых даже и не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать.
Седьмой созыв Жогорку Кенеша регулярно удивляет общественность сомнительными инициативами.
Например, они уже успели предложить упразднить норму об обязательном наличии высшего образования у кандидатов в нардепы. Отдельные парламентарии требуют воскресить ходовую в бытность СССР уголовную статью о спекуляции — штрафовать по-крупному предпринимателей, завышающих цены на продукты питания. Озвучивались также предложения легализовать проституцию и наркотики. Все из-за заботы о государственной казне.
Именно нынешний созыв парламента в первый же год своей работы отличился тем, что согласился возродить в Кыргызстане игорную деятельность.
Идея обсуждалась в стране много лет. Но каждый раз под натиском общественности от нее отказывались. Но только не сейчас. В стране прошли несколько акций протеста. Люди требовали ввести на 20 лет мораторий на открытие казино. Инициатива легализовать игорные заведения вызвала широкий общественный резонанс. Одни поддерживают ее, другие выступают против, в том числе духовенство. Президент Садыр Жапаров назвал критику возможного возобновления игорной деятельности в КР черным пиаром. Депутаты встали на сторону главы государства. Они уже поддержали закон о казино в первом чтении. И вполне вероятно, что до ухода на каникулы они примут документ во втором и третьем чтениях.
И это только начало. По традиции в последний месяц перед уходом на каникулы депутаты оптом голосуют за множество законопроектов. Похоже, они еще много раз «порадуют» налогоплательщиков своими идеями.