Манас Ниязов — лидер сборной Кыргызстана, лучший бомбардир и игрок многих турниров по кок-бору. Мало кто из спортсменов в стране сравнится с ним по популярности. Его, и правда, есть за что почитать: выступает всегда с максимальной самоотдачей, обладает харизмой и неповторимым стилем игры. В 2016—м он внес весомый вклад в триумф сборной на II Всемирных играх кочевников. Сейчас готовится к III ВИК. О своей любви к кок-бору, принципиальном соперничестве с казахстанцами и жизни в ранге знаменитости Манас Ниязов рассказал 24.kg.
Ему 25 лет. Живет на юге Кыргызстана, выступает за ошский «Достук». Один из немногих спортсменов в стране, имеющий фан-клубы. Во время подготовки этого интервью сложилось впечатление, что он устал от внимания журналистов. Но для нас нашел время.
Привычка побеждать
— Что вас привлекло в кок-бору?
— Пошел по стопам братьев Жаныша и Байыша, которые уже давно им увлекаются. В 10 лет стал выступать на небольших турнирах. Только не по кок-бору, а по его разновидностям, где каждый сам за себя. В командном кок-бору дебютировал в 16 лет.
Это наша национальная игра, спорт настоящих джигитов. Я вырос, катаясь на лошадях, и с детства их люблю. Нравятся ощущения, когда мчишься верхом и ветер дует в лицо.
— На вид это жесткий и даже жестокий вид спорта. У вас бывают травмы?
— Ни одной серьезной не было.
Для зрителей кок-бору действительно выглядит жестокой игрой, но в реальности это не так. Стараемся избегать сильных столкновений с соперниками. И, кстати, во время игр не чувствуем боли. Спортсмены в азарте борьбы могут невольно ударить друг друга камчой. Один раз мне сильно досталось! Осознал это лишь после окончания матча.
— Забивая голы, вы нередко летите в тай-казан вместе с тушей. Даже тогда не больно?
— Нет. К этому, как и к ударам камчой, мое тело уже привыкло.
Друзья и соперники
— Какие воспоминания от I и II Всемирных игр кочевников?
— Во время первых меня никто не знал, и в сборную Кыргызстана меня не приняли. Сказали, что молодой и неопытный.
На II ВИК мы стали чемпионами, крупно победив в финале сборную Казахстана.
— Есть мнение, что с тех пор казахстанцы лично вас боятся. Сильно вы им подпортили нервы.
— Было время, они на меня немного обижались. Но у нас нет вражды.
На чемпионате мира-2017 мы им уступили.
— Если бы вы поехали на ЧМ, результат был бы другим?
— Трудно сказать. Это спорт. Наша сборная выступала на чужом поле. Возможно, ребята чуть-чуть не так настроились.
На предстоящих Всемирных играх кочевников мы нацелены только на победу. Проблем с мотивацией нет. Усердно тренируемся. Провели 10 дней в Чункурчаке и направились на Иссык-Куль. Будем заниматься там до сентября.
— В сборной КР с вами играют ребята из нескольких клубов. Легко ли находите с ними общий язык?
— Бывает, на местных турнирах мы с игроками из других команд в пылу борьбы ссоримся. Но после матчей обнимаемся, поздравляем друг друга. Не забываем, что это игра. Конфликтов между нами нет. Приезжая в сборную, тренируемся и выступаем как единый организм. Понимаем, что вместе защищаем честь страны.
Золотой парень
— Изменилась ли ваша жизнь после того, как прославились?
— Меня стали приглашать сниматься в рекламе, кроме этого, ничего особенно не изменилось. По-прежнему живу в селе. Я ведь не только спортсмен, но и депутат сельского кенеша.
В 2018 году, после Всемирных игр кочевников, собираюсь жениться.
— Еще долго будете радовать поклонников своей игрой?
— Пять-шесть лет точно. Буду выступать в Кыргызстане и на международных соревнованиях. Потом, наверное, перейду на другую работу. Не так давно по своему желанию отслужил в армии.
Есть байкешки, которые и в 40 лет играют. А в тех видах кок-бору, где каждый сам за себя, иногда встречаются аксакалы 80-90 лет. Нашим видом спорта можно заниматься всю жизнь.