Кыргызская Фемида продолжает демонстрировать лояльность к мошенникам и их покровителям, игнорируя Уголовный кодекс и труд следователей…
В конце декабря Ленинский районный суд Бишкека вынес приговор по делу об афганских вертолетах, незаконно использовавших воздушное пространство Кыргызстана. В суд его передали еще в июне 2012 года, а приговор вынесен аж два с половиной года спустя. Да какой!
Как-то летом на рассвете
Летом 2011 года в Оше приземлились три вертолета авиакомпании Ajram Air Cargo, следующих из Афганистана. Воздушные суда не досматривали, поскольку прибыли они по генеральной декларации (то есть транзитом). Из южной столицы вертушки перелетели в Бишкек. «29 сентября 2011-го воздушное судно Ка-32 (предназначено для перевозки грузов на внешней подвеске - до нескольких сотен килограммов), продолжавшее выполнять рейсы по маршруту Бишкек - Ош, отсутствовало на связи 22 минуты, а экипаж неоднократно давал ложную информацию о местоположении. Кроме того, экипаж проигнорировал запрет Бишкекского центра управления воздушным движением на выход в зону Центра полетной информации и продолжил полет в аэропорт «Манас», - сообщала тогда Кыргызская транспортная прокуратура.
Как выяснилось, позже члены экипажа прибыли на основании подложных бортовых документов и нарушили правила международных перелетов. «Специальный сертификат оператора авиакомпании Ajram Air Cargo разрешает выполнять полеты только на территории Афганистана и не дает права на международные полеты. Более того, срок действия сертификата истек в апреле 2011 года», - сообщила позже КТП. Однако ГП «Кыргызаэронавигация» незаконно выдало вертолетам разрешение использовать воздушное пространство КР.
Полгода вертолеты беспрепятственно летали из Оша в Бишкек. И никто из ответственных чиновников не обращал внимания на это. Или делал вид, что ничего особенного не происходит?
Только в феврале 2012 года вопиющий случай попал в поле зрения Кыргызской транспортной прокуратуры, которая возбудила уголовное дело по факту незаконной выдачи разрешений на использование воздушного пространства КР тремя вертолетами - Ка-32 (YA-AJA) и Ми-8МТВ (YA-ADJ и YA-AJB). В ходе следствия всплывали очень интересные подробности, о которых ведомство незамедлительно сообщало в СМИ. Когда дело передали в суд, журналистов также уведомили. Однако о приговоре, вынесенном по этому громкому когда-то делу, умолчали. Не потому ли, что виновных «не нашли»?
Козлы отпущения
Когда в июне 2012 года дело о геликоптерах передали в суд, обвиняемым вменялись три статьи Уголовного кодекса - 288 («Нарушение правил международных полетов»), 304 («Злоупотребление должностным положением») и 350 («Использование подложных документов»).
В итоге на скамье подсудимых оказались 11 человек: три сотрудницы ГП «Кыргызаэронавигация», три работника таможни, три директора - технической базы «Манас авиасервис», базы СЭЗ «Ак-Чий» и Департамента гражданской авиации, а также эксперты, проверявшие подлинность документов. И ни одного представителя иностранной компании, вертолеты которой незаконно пересекли границу, полгода пребывали в аэропорту «Манас» и собирались его покинуть, легализовавшись на территории КР по поддельным документам.
На первых же заседаниях суда обвиняемые стали ходатайствовать об отправлении дела на доследование, что закономерно. Поскольку в ходе следствия выяснилось, что владельцем самолетов является Малик Билал Насир. Однако вначале он фигурировал в деле как «представитель самолетов». А обвинение ему предъявили уже после дополнительного следствия.
И швец, и жнец…
Малик Билал Насир - личность в околоавиационных кругах весьма известная. По данным следствия, он 1973 года рождения, уроженец Пакистана, гражданин нескольких стран, в последнее время проживает в российском городе Можайске, ранее не судим. Кроме того, имеет кыргызский и молдавский паспорта и резидентскую визу ОАЭ. Учредитель и руководитель компании, специализирующейся на выдаче разрешительных документов для обеспечения полетов воздушных судов.
КТП тогда выяснила, что засветившиеся в Кыргызстане вертолеты зарегистрированы в Дубае и принадлежат некоему бизнесмену Джалипу, который - по документам - отдал их в аренду Малику Билалу Насиру. Тот выполнял полеты на территории Афганистана. Это официальная информация. Неофициально Джалип и Насир - компаньоны, соучредители и друзья. И, как говорится, за все, что они делают, отвечать тоже должны вместе. Несколько месяцев, пока длилось следствие, Насир неоднократно приезжал в КР, но почему-то не был задержан кыргызскими силовиками.
За время простоя в «Манас авиасервис» вертушки успели сменить владельца. Теперь они зарегистрированы в Молдове, а их собственник (по документам) - некий гражданин Таиланда, представитель компании Sky one free zone K. Естественно, за грехи прежних владельцев новые ответственности не несут.
Украл, выпил… на свободу
Малика Билал Насира в 2012 году все же привлекли в качестве обвиняемого по двум статьям Уголовного кодекса - 204 «Контрабанда» и 210 «Уклонение от уплаты таможенных платежей».
Суд заочно избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в СИЗО-1. По словам остальных подсудимых, он все это время находился на территории Кыргызстана и особо не скрывался. Но следственные органы и суд отчего-то доставлять его в суд не спешили, не говоря уже о заключении под стражу.
Не появились в суде и непосредственные участники контрабанды – сотрудники Таможенной службы Оша и Агентства гражданской авиации, которые лично сопровождали эти воздушные суда и давали им разрешение на прилет. Вместо них привлекли людей, в этих махинациях принимавших участие второстепенное.
Только через год судебных разбирательств – в октябре 2013-го - Малика Билал Насира все же задержали в аэропорту «Манас», но… тут же отпустили. А в это время Кыргызская транспортная прокуратура ходатайствовала в суде о выделении дела в отдельное судопроизводство. На процессе представитель надзорного органа заверял, что местонахождение иностранного гражданина «установить невозможно», хотя последний посещал КР, о чем имеются соответствующие данные в пограничном ведомстве.
В суде сочли «доводы» КТП достаточными и выделили материалы, но вместо того чтобы приостановить рассмотрение в отношении Насира в связи с его розыском, напротив, ускорили процесс в отсутствие подсудимого (на их благо, практика нарушения УК и УПК в судах после апреля 2010 года не редкость).
Еще на стадии следствия обвинение в неуплате таможенных платежей с него сняли, оставив только контрабанду. Но в итоге Ленинский районный суд под председательством Таалайбека Байсеитова и по этой статье оправдал Малика Билал Насира с формулировкой «за отсутствием состава преступления». Приговор озвучен 11 декабря 2014 года, в тот же день снят арест с воздушных судов, опечатанных на время следствия и суда. Дело бы и вовсе не доводили до суда, но иначе снять арест с трех вертолетов невозможно. Их по закону, как Насира, не отпустишь, ибо вещдок.
Гособвинение приговор райсуда обжаловало. Но сомнения, что вторая инстанция оставит в силе приговор райсуда, нет. По крайней мере, именно так считают в прокуратуре Бишкека, кивая на высокопоставленных покровителей Малика Билал Насира. Получается, любой, даже самый отпетый мошенник может бороздить воздушные просторы Кыргызстана, заручившись поддержкой власть имущих. О какой национальной безопасности в таком случае может идти речь?