Для более объективного и дифференцированного оценивания пятибалльную шкалу оценок преобразуют в десятибалльную. Об этом говорится в проекте концепции перехода на 12-летнее школьное образование в КР, опубликованном на сайте Кыргызской академии образования.
Такой переход отражается в концепции оценивания и далее в методических материалах для педагогов.
Отмечается, что в 1 — 2-х классах оценивание безотметочное, осуществляется в виде качественных характеристик, позволяющих педагогу выбрать оптимальную методику обучения. В 3 — 6-х классах переход к использованию отметок. Балльная система вводится на критериальной основе и позволяет отслеживать образовательные результаты и прогресс учащихся, определить уровень готовности обучаться на следующей ступени образования.
Результаты обучения и развития в начальной школе измеряются в конце 6-го класса в виде итоговой аттестации (комплексного тестирования) по основным видам базовой грамотности (чтение, письмо, математическая и естественнонаучная грамотность). Результаты обучения на уровне средней основной школы измеряются после 8-го класса с целью определения склонностей и интересов к определенным предметам/образовательной области.
Для определения уровня владения учащимися государственным языком на основе системы Кыргызтест в определенных классах проводится комплексное стандартизированное тестирование. Русский язык как второй и английский оценивают через стандартизированное тестирование.
Для поступающих в высшие учебные заведения сохраняется Общереспубликанское тестирование (ОРТ) как тест для определения способностей выпускников к дальнейшему обучению в вузе.
Проект концепции принят на коллегии Минобразования и отправлен на согласование в кабмин, документ пока не утвержден.
Отметим, что вопрос возможного изменения системы оценивания обсуждается в Кыргызстане не первый год. Ранее Национальный центр оценки качества образования и информационных технологий подготовил проектное предложение о семи- и десятибалльной системе.