Взрослые знают, как стремительно меняются дети. И не всегда в лучшую сторону. Прилежный первоклассник неожиданно для окружающих становится критически настроенным подростком, полным упрямства и эгоизма, конфликтным. Наверное, не только учителям, но в первую очередь родителям очень важно знать о кризисе подросткового возраста, о том, что это период активного физического и духовного взросления ребят, когда формируются социальные взгляды и нравственные принципы. И взрослым не стоит навязывать им готовые догмы, а лучше обмениваться мнениями, договариваться и обязательно предлагать интересное внешкольное занятие, в котором в дружеской атмосфере рядом со взрослыми дети смогут развиваться и связывать знания с жизнью.
На законном основании
В Кыргызстане принято немало планов и стратегий по образованию и воспитанию гражданина. За всеми этими бумагами стоит тот самый подросток: от того, как мы поймем эту грань перехода подростка во взрослый мир и сумеем направить туда, где он сможет реализоваться, будет зависеть и формирование личности, и его активная деятельность на благо общества.
Есть в законе об образовании статьи 17 «Дополнительное образование детей, подростков и молодежи» и 18 «Внешкольное образование». В них как раз и говорится о сети внешкольных образовательных организаций культурно-эстетического, естественнонаучного, эколого-натуралистического, технического, спортивного и других направлений, созданных для укрепления здоровья, профессиональной ориентации, нравственного и интеллектуального развития личности.
К воспитанию культуры добавляются детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, профильные студии. В Кыргызстане очень популярны музыкальные и танцевальные учреждения. Многие дети стремятся (а может, в первую очередь, их родители) в сферу искусства и действительно серьезно занимаются этим, чему примером служат истории вот таких девочек, о которых мы расскажем.
Хочу быть звездой!
На вопросы Ира отвечает сначала неуверенно, но потом смело ведет меня к компьютеру и учит, как найти папку с названием «Таберик». Детский музыкальный театр стал ее судьбой уже в четыре с половиной года, когда родители, увидев на одном из праздников веселые танцы малышей в роскошных костюмах, поняли – надо вести ребенка в ансамбль. Ирина Квак сцены не боится и даже, наоборот, любит внимание. Нравится ей кыргызский танец «Байчечекей». «Там движения плавные, нежные», - говорит девочка. «Хочу стать звездой танца, а потом – модельером. Люблю все красивое. Я и куклам шью одежду», - добавляет она. К слову, о красивом: второклассница занимается и рукоделием, она показала цветик-семицветик из бисера, смастерить который научила бабушка.
Бабушка Алла улыбается. Может быть, пока у Ирины «семь пятниц» на неделе, одна мечта быстро сменяется другой. Но решающим, конечно, станет то, чему научили ребенка в детстве. Тяга к прекрасному сидит в каждом из них, только помоги ей вовремя крылья развернуть. И роль родителей в этот период для детей является определяющей.
Мамина работа – это я
Звучит инвенция Баха. Рука исполнительницы еще не крепкая. Чувствуется ее волнение. Я уже знаю, какой это адский труд сыграть Баха так, чтобы дух захватило. Данаим Токтоналиева, ученица Центральной детской музыкальной школы имени Шубина, еще только начала разбирать это нелегкое произведение. Она искренне признается, что музыка Баха – красивая, но очень тяжело дается начинающим. В любимых у нее еще один сложный композитор – Моцарт. Но, похоже, отступать девочка не собирается, об этом говорит какая-то ее внутренняя собранность.
«Музыка создана для того, чтобы мир был лучше. Она дарит радость, меняет человека в хорошую сторону», - говорит Данаим. Хотела бы стать певицей, но подумывает и о математическом факультете. Почему певицей? «Когда пою, то кажется, что ухожу в другой мир и обо всем забываю», - отвечает на вопрос девочка и добавляет: «Есть такой аргентинский музыкальный фильм «Виолетта», в котором все песни исполняются на испанском языке. Я их обожаю, пою и хочу учить испанский, поэтому у мамы прошу разрешения ходить на курсы». Для 12-летней девочки мама – настоящий друг. «Мамина работа – это я. Я очень благодарна ей за все, что она для меня делает», - неожиданно подчеркивает Данаим.
«Если говорить о моих выпускниках, то далеко не все идут потом в музыкальное училище, - говорит педагог, отличник культуры КР Людмила Осмонова.- Кто-то в мединститут идет, кто-то учится в АУЦА или Славянском. Но у детей, которые занимаются музыкой, культурное восприятие лучше, они тоньше чувствуют окружающую среду, легче сходятся с людьми».
«Более того, эти ребята бесконтрольно не «болтаются» по улицам, не создают банд, которые третируют других детей. Они постоянно заняты. Музыка всегда облагораживает. Думаю, и Данаим многого добьется, так как отличается особым трудолюбием и учится хорошо», - добавляет она.
Но ведь далеко не все дети стремятся выразить себя в музыке и в танце, очень многие, особенно мальчишки испытывают совершенно иные способности и интересы. Это технари.
Из чего только сделаны мальчики?
Аскар Раимов стоит у станка и оттачивает ножом нервюры крыла для планера в кружке авиамоделирования ЦДТ «Шайыр балалык» Октябрьского района. Хоть и пришел четвероклассник сюда недавно, только в этом полугодии, но научился уже работать руками: так и хочется посмотреть на собственное произведение, которое будет летать.
Подросток знает наверняка, кем хочет стать - военным летчиком. Увлечение самолетами появилось дома (папа собирает модели, работает в авиации, старший брат увлекался конструированием), а теперь перерастает в устойчивый интерес, так как, по словам мамы, он думает только об этом, даже о еде забывает и школьных уроках. В глазах Аскара отмечаю пытливый, любознательный ум. Вопросы задавал руководителю кружка Игорю Обрезкову вполне компетентные. Например, задав вопрос «А почему у этого планера крылья кривые?», с удовольствием слушал подробный рассказ о подъемной силе крыла и технических премудростях.
С мечтой надо работать
На таких увлекающихся авиацией детей, как Аскар, смотреть интересно. Сразу встают перед глазами ребята, которых когда-то готовило ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту): спортсмены по авиамоделизму, парашютисты, радисты, судомоделисты, стрелки и другие. Спорт развивался в разных направлениях. Что осталось на сегодня? Пулевая стрельба в тирах советских времен да автомотоспорт, который становится дорогостоящим.
Авиамоделирование, обучающее основам конструирования, полета и устройства летательных аппаратов (планеры, самолеты), в том числе радиоуправляемое – мечта многих пацанов. Но и это занятие становится привилегией, скажем прямо, небольшого числа детей и подростков, занимающихся в центрах детского творчества. А сохранились эти кружки-студии (их единицы) только благодаря спортсменам-энтузиастам, которые пришли в этот спорт и остались на всю жизнь влюбленными в свое дело. Один из них - упомянутый выше Игорь Обрезков (ЦДТ «Шайыр балалык»), другой - Николай Колесников (Национальный центр детей и юношества «Сейтек»). Оба - авиаинженеры, мастера спорта СССР, они представляют школу авиамоделизма в нашей республике.
Игорь Обрезков рассказывает, что в кружке занимаются до 15-20 ребят. «Приходят сами и приводят друзей. Если уж прикипят душой к этому делу, то ходят до старших классов, а потом кто-то поступает в авиационный колледж, кто-то работает в авторемонтных мастерских. Начинают с бумажного самолета, который надо заставить летать. На моделях планеров учатся основам конструирования. Как только получили навыки, уже могут делать какой угодно самолет по желанию», - говорит Игорь Обрезков.
Николай Колесников отмечает, что сегодня многое идет от семьи, от того, как там поддерживают интерес. «Конечно, со временем интерес может угасать, ребята уходят в легкую атлетику, айкидо, дзюдо. Паркуром (преодоление препятствий) занимаются, становятся роллерами, бордистами. Ребята, бывшие спортсмены, уходят в экстремальное катание на велосипедах, скейтбордах, роликах, в стритбайк, велострит, маунтинбайк. Но те, кто уходят, все равно активно занимаются чем-то, они не будут бесцельно лежать на диване», - уверен он.
Спортсмен считает, что техническому образованию надо уделять больше внимания. «Например, школьным предметом раньше были уроки труда. Дети брали в руки инструменты, получали опыт на всю жизнь. Сегодня они не знают слово «труд». Нет социального заказа на воспитание гражданина и патриота. Вот поэтому многие хотят быть банкирами и таможенниками», - подчеркивает он.
Нет сомнения, что у ребят надо повышать интерес к техническим видам спорта, возрождать военно-патриотические клубы, аэроклуб, от которого сегодня осталось одно название. С этим соглашаются и чиновники из министерств образования и труда, миграции и молодежи. Ведь сегодня дети не меньше интересуются техникой, просто не хватает для них путеводителей.
Подростковые конфликты не прощаются
О том, как прививать и поддерживать интерес к внешкольному образованию у детей кризисного среднего школьного возраста, рассказывает психолог, преподаватель кафедры международной журналистики КРСУ Лилия Кацева.
«В 11 лет, когда ребенок начинает отстаивать свою территорию, свое место в семье, воевать с каждым словом родителей, я всегда их прошу, пойдите с ним в какой-нибудь творческий клуб, встаньте около списка предметов, которые там ведутся. Подросток не всегда сразу себя найдет. Он месяц походит на фотодело. Потом скажет: «Я устал, мне надоело». А вы уже накупили всего для фототворчества. Но выхода нет, это останется с ним: он будет уметь фотографировать. А вы опять встаете с ним к списку и смотрите: ну что, пойдем на рисование? И он опять месяц походит, он мечется – таково его психическое устройство в этом возрасте. Прислушайтесь к ребенку, полюбите его заново: он такой, какой есть, вы же его родили. Ребенок в этом возрасте всегда должен быть занят творчеством».
«Если мы занимаемся ребенком, то исходим из его интересов. Нельзя ни на чем настаивать. Самое главное – не нарушить с ним отношений. Но не стоит и уступать ему во всем. С подростком надо договариваться, но не в момент истерических проявлений, а они у него случаются часто, а тогда, когда они закончатся. До него надо добраться, до его мозгов, очень сильно прикрытых бурлящими в нем силами, гормональными взрывами, какими-то настроениями, при которых подросток в одно впадает, а из другого выпадает», - отмечает Лилия Кацева.
«Не идите на конфликт: подростковые конфликты не прощаются. Поэтому, я думаю, пересилить себя и заняться подростками должны родители. Пусть ребята участвуют во всевозможных программах, нужно это делать: чем больше они заняты, тем больше спокойствия и в семье, и в обществе», - заключает психолог.
Старая истина: внимание и силы, вложенные в ребенка, втройне окупаются большими радостями и счастьем. Жаль, что не всем детям на свете достаются такие родители, ну или бабушки и дедушки, которые помнят об этом.