В этом году свой первый юбилей отмечает уникальное творческое объединение — Гильдия кукольников Кыргызстана. В честь пятилетия мастера организовали в Бишкеке выставку авторских игрушек, кукол и медведей Тедди.
Как в Бишкеке появился свой кукольный музей
По словам главы объединения Натальи Волошиной, гильдия отечественных мастеров начала свою историю в марте 2016 года с конференции народных кукол в Иране, участие в которой приняла небольшая делегация из Кыргызстана.
«Была прекрасная конференция. Мы презентовали кукол Центральной Азии. Нас водили по музеям. Были кукольные представления из разных стран. Там мы познакомились с множеством мастеров. Куклы — это не просто игрушки — это искусство, отражающее историю, быт и традиции народов. Выяснилось, что свои музеи есть везде, кроме Кыргызстана. У нас в этом плане был большой пробел. И мы решили этот недочет исправить», — вспоминает Наталья Волошина.
Вернувшись на родину, будущие участники объединения не стали откладывать планы в долгий ящик. Кинули клич среди мастеров и весной того же года провели в музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева первую выставку — «Куклы мира — вне политики».
«Интересующиеся этой темой люди откликнулись очень активно. Нам приносили множество интересных экспонатов. Экспозиция набралась быстро. Тогда и пришло понимание, что мастеров нужно объединять. Встретились. Порядка пяти человек поддержали мою идею. Так и зародилась гильдия», — говорит собеседница.
Довольно быстро нашлось и место для постоянной экспозиции объединения мастеров — гильдии предоставили помещение в Выставочном зале союза художников — галерее «Дубовый парк».
Когда кукла больше чем игрушка
Изначально в гильдии было всего пять мастеров. Со временем их становилось все больше и больше. Что интересно — это не юридическое объединение. Людей объединяют не регламенты, печати и распоряжения, а только творчество и общие идеи.
«Кукла — это всеобъемлющее понятие, которое включает в себя не только детские игрушки, но и авторские работы, театральных кукол и многое другое. Это декоративно-прикладное искусство, скульптура малых форм. Такое же всеобъемлющее понятие и кукольник. Ты и скульптор, и инженер, и модельер, и обувщик — все в одном флаконе. Это смешение техник и профессий, а также кропотливый труд в итоге рождают произведение искусства», — уверяет Наталья Волошина.
Сегодня в экспозиции гильдии больше ста работ отечественных мастеров, выполненных в совершенно разных техниках и материалах — керамике, папье-маше, текстиле, полимерах и прочем.
Так на выставке можно увидеть «Думы» — одну из новых работ известного мастера Натальи Копыловой. Собирательные образы Азии, Африки Японии выполнены из папье-маше и специального пластика.
Или же текстильные куклы мастера Анары Умралиной, от которых веет теплом. Эти работы способны вызвать умиление и вернуть в детство любого.
А это полимерные куклы нового мастера гильдии — Инны Конюховой. Она сравнительно недавно увлеклась этим искусством. Ее первые работы исполнены масштабно и в сложной технике, что не может не вызывать уважения.
Миниатюрные мишки Тедди и не только в исполнении Марии Рубцовой. Фигурки размером до 12 сантиметров полностью подвижны. Как и большая часть экспозиции, они не предназначены для игр и созданы, чтобы пополнять коллекции.
Для справки, сейчас в мире насчитывается около двадцати музеев, посвященных плюшевым медведям, и несколько десятков тысяч коллекционеров этой игрушки. Специально для них выпускаются ограниченные партии плюшевых мишек в единственном экземпляре. Аукцион Christie’s периодически проводит торги.
Самый дорогой в мире мишка Тедди — игрушка из мохера, сделанная в 1929 году. Она продана за $90 тысяч.
По словам главы Гильдии кукольников Кыргызстана Натальи Волошиной, она, к слову, тоже художник-«теддист», отечественные мастера пользуются большим спросом как у местных, так и у зарубежных коллекционеров.
«Раньше кыргызстанцы плохо разбирались в кукольной культуре, не понимая, что это не просто игрушки — это отдельный вид искусства. Сейчас это понимание пришло. У каждого мастера есть свои поклонники, которые внимательно следят за творчеством и спешат пополнять свои коллекции их новыми работами. Наши мастера принимают участие и в международных выставках», — говорит она.
Сохраняя наследие и традиции
За эти годы мастера Гильдии кукольников Кыргызстана сделали большой вклад в сохранение и развитии национальных кыргызских кукол чий куурчак, которые, помимо прочего, всегда имели особый смысл — оберега.
«Мы проводили серию мастер-классов для всех желающих. Такие встречи начинались с небольшой экспозиции традиционных народных кукол мира. Теоретическая часть, в которой мы рассказывали о символизме и истории народных кукол, и практическая часть, на которой слушатели создавали кукол своими руками, а после забирали их с собой. Сегодня чий куурчак широко развит и распространен среди мастеров Кыргызстана. Кукол делают в разных вариациях и с применением различных материалов. Традиция не забыта», — рассказывает глава творческого объединения.
В ближайших планах у гильдии проведение масштабного фестиваля с привлечением максимального количества участников. Дата и место пока остаются открытыми, но работы, которые пополнят будущую экспозицию, уже отбираются. За эти годы их накопилось достаточно. Своя постоянная экспозиция есть и в Сети. Новые работы мастеров постоянно публикуются на странице объединения в Instagram.