В Кыргызстане провели конкурсный отбор директоров общеобразовательных организаций. Результаты удручают: более чем в половине школ придется провести повторный конкурс. Многие претенденты отсеивались еще на этапе подачи документов, предоставив неполный пакет или просроченные справки. Еще часть не справилась с тестом из 80 вопросов. А большинство тех, кто сдал тест, едва достигли необходимый пороговый балл.
Удовлетворены ли итогами конкурса в Министерстве образования и науки, 24.kg рассказал заместитель главы ведомства Уланбек Мамбетакунов.
— Мы не можем говорить, довольны мы результатами или нет. Мы выявили те проблемы, которые есть на сегодня в школах.
Но время не стоит на месте, надо заниматься вопросами управления, развития информационных технологий, вникать в вопросы взаимоотношений учителей и учеников, а также их родителей, то есть в вопросы психологии.
Кандидаты довольны прозрачностью процесса выбора директоров. Одна из коллег написала, что они проверили свой уровень в области управленческого менеджмента, психологии, педагогики, и признает, что им действительно нужно заняться изучением этих направлений.
Мы готовим курсы для повышения потенциала и профессионального развития не только существующих директоров, но и будущих. Сейчас на уровне правительства планируется поездка директоров нескольких школ в Москву, чтобы они посмотрели, как развивается система образования в России, как функционирует школа, как ею управляют.
Любой живой организм должен обновляться. Люди теперь будут над собой работать. Они понимают: каждый директор сейчас под пристальным вниманием общественности. Мне кажется, что теперь они не будут стоять на месте и заниматься только хозяйственными делами.
Конкурс выявил много проблем в системе образования, в том числе и по назначению директоров. Когда директором школы, к примеру, назначался экономист, человек без высшего педагогического образования, хотя по нашим типовым положениям директор обязательно должен его иметь. Назначения делают районные отделы образования, значит, там тоже были проблемы. Благодаря конкурсному отбору все эти недоработки и недочеты выявляются.
При этом поступают также звонки от тех, кто хочет видеть директорами прежних лиц, но конкурс проводится согласно указу.
— А как же мнение о том, что директор должен быть хорошим управленцем, хозяйственником и ему необязательно иметь педагогическое образование?
— Пока у нас нет института менеджеров общеобразовательных организаций. Может быть, когда-то, в будущем, мы будем готовить именно управленцев для школ. В Академии управления при президенте готовят будущих акимов, мэров и так далее. Может, действительно нужно готовить отдельно педагогов-менеджеров.
Директорами не рождаются, ими становятся. Поэтому сейчас разрабатывается программа по повышению потенциала директоров. Мы им тоже должны помогать, не оставим их наедине со школой.
— Судя по результатам, пока наши директора владеют своим делом на среднюю троечку?
— Не могу так сказать. Всякое может быть. Нельзя забывать и о психологическом факторе. Есть люди, которые очень хорошо все знают, но когда видят конкуренцию, могут потерять самообладание. Это так же, как и с учениками или при получении водительского удостоверения. Человек хорошо водит, знает все правила, но пришел на тестирование и вдруг набрал наименьшее количество баллов. Человеческий фактор тоже надо учитывать.
Тем более к кандидатам было пристальное внимание, вы же видели, сколько журналистов на тесте было, онлайн-трансляция велась. Мы тоже каждый день выступаем, а иногда перед камерами можем запнуться и вообще забыть, о чем хотели сказать.
— В целом для вас такие результаты были ожидаемы или нет?
— Мне кажется, для нас всех были ожидаемы. Но среди кандидатов есть и те, кто активно участвовал в различных проектах, на конференциях и семинарах не только в Кыргызстане, но и за рубежом. Есть очень достойные кадры, которые могут продвинуть свою школу вперед.
Не только в Бишкеке, но и во всех регионах есть молодые директора, которые работают буквально один-два года, но показывают очень хорошие результаты, пишут проекты, улучшают материально-техническое состояние школ, их ученики участвуют в олимпиадах.
Сейчас приходят именно те, кто действительно хочет быть директором. Главное — мы запустили механизм выборов, нужно поддержать этот процесс.
— Ранее юристы заявляли, что положение о конкурсе нужно признать незаконным, а директора смогут подать в суд. Есть такие факты?
— У нас тоже есть юристы, эксперты, которые разрабатывали данное положение согласно Трудовому кодексу, Конституции, Закону «Об образовании». Мы не можем сказать, что мы с бухты-барахты весь этот процесс запустили. Документы согласовываем с юристами аппарата правительства и президента.
— Сколько человек подали в суд?
— Конкретно давать такую информацию не могу, но такие прецеденты есть.
Некоторые остались в школах преподавать, но выразили готовность быть наставниками для новых директоров.
— Может, побоялись опозориться на тестировании?
— Не то что побоялись. Некоторые работают уже 20-30 лет. А сейчас обязательно нужно владеть информационными технологиями, уметь писать проекты, план развития школы. Человек понимает, что пришло уже другое время, где надо сотрудничать и делиться своими навыками. У каждого свои причины.
— Когда пройдет повторный конкурс?
— Сейчас составляется список, где мы должны объявить повторный конкурс. Плюс у некоторых директоров через несколько месяцев будет пять лет опыта. То есть теперь процесс отбора будет регулярным. Но мы не можем проводить каждый раз конкурс по одной школе, может, определим какой-то промежуток. Допустим, один раз в квартал. А у кого уже истек пятилетний срок, будут продолжат исполнять обязанности до проведения конкурса. Пока продумываем механизм, это же и финансовый вопрос, нужны денежные средства на проведение тестирования.
— В отдаленных регионах, наверное, и желающих нет? Там как быть? Временные директора будут?
— Эти вопросы тоже решаем. У нас есть рабочая группа. Пока не могу дать однозначного ответа.