11:56
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97

Заместитель главы МВФ о курсе сома, реформах и поддержке бюджета Кыргызстана

Заместитель директора-распорядителя МВФ Тао Чжан рассказал ИА «24.kg» о том, как он оценивает стабильность национальной валюты Кыргызстана и что нужно сделать республике для достижения более высоких темпов роста экономики.

— Какова цель вашего приезда в Кыргызстан?

— Я рад находиться здесь по приглашению Национального банка Кыргызстана, чтобы отметить 25-летие кыргызского сома. Это и хорошая возможность, чтобы встретиться с президентом Сооронбаем Жээнбековым и правительством, узнать о программах экономических преобразований и развития официальных органов и как Международный валютный фонд (МВФ) может оказать содействие.

— В этом году отмечается 25-я годовщина валюты Кыргызской Республики. Как вы оцениваете ее стабильность?

— Курс кыргызского сома был гибким. Нацбанк проводил ограниченные интервенции. Эта гибкость смягчала воздействие шоков и способствовала быстрому оживлению экономики после регионального кризиса 2014–2015 годов. Гибкость обменного курса имеет важнейшее значение для сокращения внешних дисбалансов, поддержания конкурентоспособности и сохранения международных резервов. В этом плане мы хотели бы призвать Национальный банк сохранять гибкость курса кыргызского сома при ограниченных валютных интервенциях.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития мировой и региональной экономики?

— Мировая экономическая активность продолжает повышаться в условиях увеличения инвестиций и роста торговли. Это отражает нашу оценку, по которой все еще благоприятные финансовые условия и оптимистичные настроения рынка будут по-прежнему содействовать спросу. Мы видим широкие возможности, чтобы воспользоваться этой благоприятной ситуацией. И хотя мы наблюдали ускорение роста в 2017 году, эти возможности недолговечны, и региону необходимо использовать их.

— Каковы перспективы экономического роста для Кыргызстана? От чего они зависят?

— Для Кыргызстана важен перевод экономики на траекторию более высокого роста, которая позволила бы сохранить успехи в сокращении бедности и повысить доходы на душу населения. Это потребует далеко идущих структурных реформ, направленных на преодоление недостатков в сферах профессиональной подготовки, инфраструктуры и институтов, в том числе на борьбу с коррупцией.

Без этих реформ рост останется умеренным и будет сильно зависеть от внешних источников — таких, как золото, денежные переводы и иностранная помощь.

Тао Чжан
В дополнение к содействию более высокому и инклюзивному росту необходимо осуществить ориентированную на экономический рост консолидацию бюджета для обеспечения устойчивости государственных финансов и создания возможностей для расходов на цели развития.

Кроме того, стоит проводить обоснованную денежно-кредитную и курсовую политику, чтобы обеспечить макроэкономическую стабильность и устранить препятствия для кредитования частного сектора.

— Как МВФ оценивает уровень государственного долга Кыргызстана и его воздействие на экономику? Можете ли вы сказать, достиг ли долг критического уровня?

— В 2017 году государственный долг достиг почти 59 процентов ВВП, что несколько выше уровня 2016-го — 58 процентов. Ожидается, что уровень совокупного государственного долга будет приемлемым в последующие несколько лет, если проведут ориентированную на экономический рост консолидацию бюджета с постепенным уменьшением его дефицита до уровня ниже 2 процентов ВВП в среднесрочной перспективе.

Как известно, часть нашего анализа состоит в изучении устойчивости долга стран. Для этого лучше смотреть на общую картину. Когда бремя долга увеличивается, возрастают проценты, что оказывает давление на бюджет, заставляет тратить ресурсы на обслуживание долга, хотя их можно было бы направить на социальные расходы и поддержку здравоохранения, образования и проектов в области инфраструктуры.

Поэтому благоприятные внешние условия и внутреннюю динамику роста важно использовать, чтобы восстановить бюджетные резервы путем оптимизации неэффективного освобождения от налогов, рационализации фонда оплаты труда в государственном секторе и энергетических субсидий, улучшения приоритетов государственных инвестиций и управления ими.

Какой будет программа сотрудничества МВФ с Кыргызстаном в ближайшие годы?

— Как и для всех государств — членов фонда, МВФ предоставит Кыргызстану экономический анализ и рекомендации по экономической политике в рамках системы, которую мы именуем консультациями в соответствии со статьей IV Устава. Они представляют собой ежегодную проверку состояния экономики.

Предыдущая программа закончилась в начале апреля без заключительного обзора. Но если официальные органы Кыргызстана обратятся за новой договоренностью, фонд будет рад рассмотреть заявку.

Тао Чжан

С другой стороны, Кыргызстан по-прежнему пользуется технической помощью. Недавние примеры — помощь в сфере бюджетных правил, денежно-кредитной политики и статистики национальных счетов и государственных финансов. Мы готовы помогать Кыргызстану и его народу.

— С чем связана смена руководителя миссии МВФ в КР?

— Я хочу поблагодарить Эдварда Джемайеля за прекрасную работу в Кыргызстане. Он работал главой миссии четыре года и скоро переходит на новую должность. Хочу обратить внимание: это связано с внутренним правилом о ротации, по которому наши сотрудники получают новое назначение примерно каждые три года. Я уверен, что Кристиан Жоз, который обладает большим опытом, продолжит замечательную работу его предшественника.

Популярные новости
Бизнес