Коэффициент ликвидности банковской системы Кыргызстана достиг 80,9 процента. Норматив, установленный Нацбанком, составляет 45 процентов и превышен почти в два раза. Иными словами, у банков в достатке денег и депозитов. При этом они не спешат выдавать кредиты, чтобы использовать данные излишки.
24.kg выяснило у специалистов Национального банка и эксперта, стоит ли этого опасаться и на что слишком большое накопление денег может повлиять в ближайшем будущем.
«Норматив ликвидности банка — это соотношение имеющихся в наличии ликвидных активов к краткосрочным обязательствам, подлежащим исполнению (до 30 дней или по требованию). То есть отображает способность банка своевременно и в полном объеме исполнить свои краткосрочные обязательства (по состоянию на отчетную дату)», — пояснили в Нацбанке.
Ликвидные активы — это активы, которые можно быстро обменять на деньги.
Проще говоря, чем выше коэффициент ликвидности, тем надежнее банк в краткосрочной перспективе.
Отвечая на вопрос 24.kg, является ли значительное превышение данного показателя тревожным звонком для национальной экономики, в Национальном банке заявили: «Поддержание высокого уровня ликвидности коммерческими банками снижает размещение активов в кредиты и другие кредитные инструменты. Изменение структуры активов банков в пользу кредитования позволило бы увеличить предложение финансирования как для бизнеса, так и для населения».
«Но необходимо учитывать, что кредитные операции несут и более высокие риски. Согласно законодательству и нормативным правовым актам НБ КР, коммерческие банки обязаны выполнять установленные требования. При этом запас по выполнению нормативов и требований банки определяют самостоятельно, учитывая внешние и внутренние факторы. Среди них — макроэкономическая ситуация в стране, конъюнктура финансового рынка, оценка рисков, основные приоритеты работы, определенные акционерами и советом директоров банка», — отметили в Нацбанке.
Превышение показателя ликвидности над нормативами говорит о том, что банки могли бы выдавать больше кредитов, однако в данный момент предпочитают операции с меньшим риском.
Экономист Искендер Шаршеев, к которому 24.kg обратилось за комментарием, объяснил, откуда у банков Кыргызстана взялась лишняя ликвидность.
«Исток кроется в валютных операциях. Их рост обусловлен выводом средств на кыргызские счета релокантами, а также курсовой разницей при торговле валютой с Россией. Это принесло значительную прибыль банкам, в прошлом году только валютные операции дали банковской системе более 10 миллиардов сомов. Тенденция сохранилась и сейчас. К тому же нельзя забывать о развитии мобильного банкинга. Организации, оседлавшие этот тренд, получили заметный приток ликвидности», — пояснил экономист.
Суммарные активы банковского сектора увеличились с начала года на 18,7 процента и составили 572,5 миллиарда сомов. Общая депозитная база — 395,3 миллиарда сомов, рост — 16,6 процента.
Коэффициент ликвидности в Кыргызстане аномально высок из-за того, что нынешнее увеличение выдачи кредитов кыргызстанцам «не успевает за ростом ликвидности у коммерческих банков». «С емкостью рынка кредитов ничего не поделаешь, это является ограничением для финансового сектора. К тому же наши банки еще не создали международные сети, поэтому экспорт кредитных услуг невозможен», — говорит Искендер Шаршеев.
Эксперт, отвечая на вопрос 24.kg, стоит ли опасаться нынешней ситуации, отметил: «Ее нельзя назвать ни плохой, ни хорошей. Сейчас рост экономики не такой высокий, как инфляция. Сейчас в Кыргызстане затишье перед новым инфляционным ростом. Для экономики это нормально, однако наши сограждане будут не в восторге от очередного витка роста цен».