Министерство образования Кыргызстана предлагает повысить сумму, которая выделяется из бюджета на горячие обеды для младшеклассников. Предусмотренных сейчас 7 сомов ($0,88) катастрофически не хватает.
Дата-отдел 24.kg проанализировал данные о стоимости продуктов и выяснил, что даже той суммы, которую предлагают сейчас в ведомстве, будет мало.
Но именно качественные программы школьного питания помогают детям лучше учиться, а регионам развиваться.
Единственный шанс — сытно поесть
«Для нас было большим подспорьем, когда внучка кушала в школе. Ежедневно давать ей деньги, чтобы она могла что-то купить из еды, очень накладно для нашего бюджета», — говорит бишкекчанка Татьяна Павловна.
Может, кто-то подумает: ну что такое 20-30 сомов, чтобы ребенок мог купить булочку в столовой? А если их просто нет? Часто внучка оставалась голодной.
Татьяна Павловна
Их семья относится к малоимущим. Под опекой бабушки двое внуков, один из которых с инвалидностью. С ней также живет ее дочь — тетя детей. У нее также инвалидность. Доходы семьи — три пенсии и оплата услуг персонального ассистента по уходу за детьми с инвалидностью, которую получает бабушка, — 21 тысяча 100 сомов. Раньше бабушка получала пособие «уй-булого комок» на внуков — 1 тысячу 620 сомов. Это пособие для детей, которые проживают в семьях, находящихся во временной трудной жизненной ситуации, чей доход на одного члена семьи не выше 1 тысячи сомов в месяц. Семье Татьяны Павловны его перестали платить, когда дети достигли 16-летия в прошлом году.
Замминистра образования и науки Надира Джусупбекова отмечает, что здоровая нация и здоровое питание тесно связаны. «Если дети питаются хорошо, едят здоровую пищу, то полноценно осваивают школьную программу, а это уже качество образования», — подчеркнула она.
Но позволить себе питаться сбалансированно могут далеко не все. Та же семья Татьяны Павловны: женщина покупает самые дешевые продукты, знает все точки на базаре, где получится сэкономить хоть сом. Мясо на столе только по праздникам, или если окажут помощь добрые люди, разные благотворительные организации. Сейчас внучка уже учится в колледже и ждет летних каникул, чтобы подработать.
По данным Нацстаткома, в 2019-м почти половина населения страны потребляла менее 2 тысячи 100 килокалорий в сутки (рекомендуемая ежедневная потребность в энергии) и не могла позволить себе здоровую еду, но при этом тратила более 60 процентов своих расходов на продукты питания.
Сегодня уровень бедности в Кыргызстане достиг 25,3 процента, почти 1 процент живет за чертой крайней бедности и еще 8 процентов населения остаются в зоне риска бедности.
В том числе в семьях, которые получают пособие «уй-булого комок», живет более 350 тысяч детей.
По оценкам Всемирного банка, доля населения республики, проживающего за чертой бедности, может вырасти до 38 процентов к концу года, что отбросит КР на десятилетие назад в ее усилиях по борьбе с бедностью.
Сегодня Минобразования просит увеличить финансирование в два-три раза — до 14-20 сомов. Но хватит ли этого, чтобы обеспечить младшеклассников вкусными, разнообразными, а главное, питательными обедами?
Как подорожал обед?
В 2019-м Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП ООН) презентовала «Книгу рецептов для школьного питания» — сборник блюд, которые рекомендуют готовить для младшеклассников Кыргызстана. Именно она стала основой для наших подсчетов.
Согласно рекомендациям ООН, школьный завтрак должен состоять из одного горячего блюда (мясное, овощное, крупяное, яичное, творожное), хлеба с маслом и напитка.
Его энергетическая ценность должна составлять 430-538 килокалорий. Такова потребность школьников в возрасте 7-10 лет. Именно из этого параметра мы и исходили, составляя меню.
Мы посчитали, сколько стоили продукты для рагу (куурдака), хлеба и компота в 2014 и 2020 годах, чтобы узнать, насколько выросла реальная стоимость обеда за те семь лет, в течение которых государство не повышало расходы на программу школьного питания. Для этого мы взяли среднегодовые цены на продукты, которые публикует Национальный статистический комитет.
Наши подсчеты показали, что даже в 2014-м выделяемых государством 7 сомов не хватало. Обед уже тогда стоил в три раза дороже. А с тех пор порция подорожала на треть. Сейчас она более чем в четыре раза превышает выделяемую государством сумму.
Примерно такие же цифры приводит и Всемирная продовольственная программа в докладе «Анализ бедности, продовольственной безопасности и питания в контексте COVID-19 и роль социальной защиты». По ценам июля 2021 года стоимость пятидневного горячего питания в школьном меню составляет около 24-25 сомов на ребенка в день. Поэтому государственное финансирование в размере 7-10 сомов на ребенка в день покрывает только треть от общих расходов на питание по программе.
Сколько денег нужно на обеды
В Кыргызстане обедами сегодня охвачены не все школы — только 1 тысяча 735, или 74 процента, по данным Минобразования. Из бюджета ежегодно на эту статью расходов выделяется чуть больше 600 миллионов сомов ($7,5 миллиона).В ближайшие годы государство планирует ввести горячее питание во всех школах страны — до 2026-го хотят охватить еще как минимум 460 учебных заведений. Следовательно, расходы будут еще выше. По сведениям Нацстаткома, за десять лет численность первоклассников выросла в 1,3 раза. Если в 2011 году за школьные парты государственных школ впервые сели 110,3 тысячи детей, то в 2020-м — уже 145 тысяч.
Больше стало и учеников младших классов в целом. Наши подсчеты показали, что сегодня в начальной школе обучается около 580 тысяч детей. И тенденция говорит, что этот показатель будет только расти. Прирост молодого населения — отлично для страны, потому что это рост социального капитала. Но увеличение численности населения должно сопровождаться грамотной и стратегически выстроенной социальной политикой.
В Кыргызстане же все происходит наоборот. Число учеников младших классов стабильно растет, а вот бюджет на их питание не пересматривался семь лет — с момента внедрения программы в 2014 году. О необходимости повысить сумму заговорили только в 2022-м, когда часть школ отказалась кормить детей обедами из-за роста цен на продукты.
Уже сегодня выделенных из бюджета средств не хватает, чтобы обеспечить питанием всех учеников младших классов. А если бы деньги выделяли по реальной стоимости обеда, то сумма выросла бы более чем в три раза — до 3 миллиардов сомов ($38,1 миллиона).
Менее десятой части бюджета
Министерство образования обещает увеличить расходы на питание. Но вряд ли ведомству удастся «выбить» нужную сумму. Скорее всего, в бюджет заложат гораздо более скромные расходы. Уже сейчас Министерство финансов говорит, что может увеличить траты лишь до 20 сомов на ребенка в день не раньше 2023 года.Бюджет не готов с начала нового учебного года выделить дополнительную сумму на организацию питания в школах.
Заместитель министра финансов Жибек Дуйшеева
«Ранее было предложение поднять сумму питания на каждого ученика от 7 до 14 сомов, на это потребуется 650 миллионов сомов. Это большая сумма. Поднять до 20 сомов сможем только с 2023-го. Мы сейчас начали формировать бюджет на следующий год», — рассказала она.
При сегодняшних ценах на продукты программа горячего питания в школах требует более 3 миллиардов сомов ($38,1 миллиона). На первый взгляд, сумма действительно огромная. Но в общих расходах государства на систему образования она не достигает даже десятой части.
По данным интеллектуального фонда KG-Analitics, расходы на образование в Кыргызстане ежегодно растут. Так, если в 2001-м они составляли 3 миллиарда сомов, то в 2020 году — 39,9 миллиарда. Около 60 процентов от всех этих расходов идет на школьное образование. И львиная их часть — 96,1 процента — уходила в 2020-м на заработную плату работников образования. В то время как на питание детей — всего 2,7 процента от общих расходов. А сейчас, как показывают наши подсчеты, — и того меньше.
Каждый сом вернется сторицей
Государству есть смысл не жаловаться не нехватку средств, а пересмотреть бюджетную политику в образовательной сфере. И смотреть нужно в сторону эффективной реализации программы школьного питания. Она принесет гораздо больше пользы республике, чем большинство других расходов бюджета.
«Недавно было обнаружено влияние школьного питания на показатели усвоения материала и грамотности, а также математические навыки. При этом больше всего это касается девочек и детей, живущих за чертой бедности. Исследования, проведенные до 2015 года, демонстрируют повышение уровня образования, а также улучшение физического и психосоциального здоровья школьников, при этом большинство преимуществ получают дети из самых неблагополучных семей», — отмечают во Всемирной продовольственной программе ООН.
Исследование ВПП ООН показывает: программы школьного питания приносят экономике $9 на каждый вложенный в них доллар. Если взять за основу этот показатель, то выделение необходимых $38 миллионов на обеды принесет государству почти в десять раз больше инвестиций.
Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бизли отмечает, что программы школьного питания помогут вернуть детей в школу, которые не могли посещать ее из-за пандемии коронавируса, исправить ущерб, нанесенный их образованию, создать рабочие места на местном уровне, а также позволят мелким фермерским хозяйствам зарабатывать за счет поставок своей продукции в местные школы.
«Ряд исследований последних десяти лет показал, что школьное питание является средством борьбы с голодом, способствует долгосрочному благополучию детей и помогает им учиться и развиваться. Особенно это касается девочек: в местах, где действует программа школьного питания, обучение длится дольше, снижаются показатели детских браков и подростковой беременности», — сказал он.
Подтверждает его слова и директор Аламединской школы № 2 Людмила Носкова.
«Когда узнала о программе горячего питания, собрала родителей, рассказала о ней, предложила принять участие. Сказала, что у нас дети сознание теряют. Мы хоть недалеко от города, у нас сельская школа, на 800 учеников. Дети приходят голодные. Родители заняты, работают. Да и у многих сложное финансовое положение. Некоторые считают, что есть кусок хлеба с маслом, и достаточно, а витамины, микроэлементы, никто это не соблюдает», — рассказала она.
У некоторых детей появилась мотивация ходить в школу, они заходят и уже думают, что сегодня будут кушать. Стали меньше пропускать, активность на уроках поднялась.
Людмила Носкова
Кто помогает государству кормить школьников
В Кыргызстане программы по организации школьного питания в регионах успешно реализуются благодаря донорам. Они помогли на практике доказать необходимость вкладывать деньги в горячее питание. Возможность сытно и вкусно пообедать мотивирует детей не пропускать занятия. Они лучше учатся и становятся более успешными. И именно поэтому во многих школах родители согласились доплачивать за обеды для детей.
Директор Мерсико в Кыргызстане Елена Бурьян говорит, что в 57 процентах школ, где организация помогла организовать горячее питание, программа продолжается с помощью родительских взносов. Эта международная гуманитарная организация, которая с 2012 года реализует в стране программу Макговерна-Доула «Продовольствие для образования и детское питание», финансируемую департаментом Министерства сельского хозяйства США.
Например, в Аламединской школе № 2 родители доплачивают по 200 сомов в месяц. Как рассказала одна из родительниц ученика этой школы Оксана Хаснутдинова, раньше они платили по 100 сомов в месяц, но в этом году сумму увеличили, поскольку все продукты питания подорожали. По ее словам, родители полностью контролируют весь процесс: сбор денег, закупку продуктов, приготовление еды.
«У некоторых семей нет возможности хорошо кормить детей дома. А в других, даже обеспеченных, дети просто не завтракают. Конечно, они через два урока хотят есть. Но теперь не бегают в магазинчики, а идут в столовую», — подчеркнула Оксана Хаснутдинова.
Специалисты ВПП ООН вспоминают, что, когда питание только начали вводить, многие дети не ели гречку. Они считали ее семенами от веника. Сейчас же, наоборот, многие ребятишки стали есть и гречку, и рыбу, и фасоль. Некоторые даже приходят домой и просят родителей готовить им так, как это делают в школе. Согласна с этим и замминистра образования Надира Джусупбекова.
Я всегда привожу пример из Таласской области. Там мне родительница рассказала, что, после того как в школе наладили горячее питание, сын пришел и сказал, что фасоль — это не только для продажи, ее можно готовить. И они стали готовить ее и дома.
Надира Джусупбекова
По ее словам, программа горячего питания очень востребована в регионах. Айыл окмоту находят средства на ремонт столовых, проведение воды, только чтобы стать участниками программы. Родители вносят доплату при необходимости, потому что пользу горячего питания понимают все.
Как школьное питание помогает здоровью
Недавно Минздрав представил итоги исследования по эпидемиологическому надзору за детским ожирением. Согласно ему, избыточный вес или ожирение наблюдаются приблизительно у каждого десятого ребенка младшего школьного возраста.
По словам замдиректора Республиканского центра укрепления здоровья и массовой коммуникации Нуржамал Шейшеевой, избыточный вес у детей влечет многочисленные серьезные последствия для их здоровья в будущем, повышая риск развития ряда неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, нарушения опорно-двигательной системы). Детское ожирение повышает вероятность преждевременной смерти и инвалидности во взрослом возрасте.
При этом исследование показало: в школах, где реализуется программа по оптимизации питания для учеников, распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей была несколько ниже, чем в школах вне проекта.
Кстати, в Бишкеке горячее питание школьников оплачивает муниципалитет. И власти столицы решили не ждать милости Минфина, а сами вложились в успешное будущее учеников младших классов. Если ранее из бюджета города на их питание выделялось 14 сомов, то в этом году мэрия увеличила финансирование до 22 сомов. Но и этого, как показали наши подсчеты, недостаточно. Надеяться, что власти столицы в ближайшее время вновь пересмотрят финансирование, вряд ли стоит.
В парламенте страны недавно предложили, чтобы сумма для организации питания на одного школьника устанавливалась с учетом инфляции. В этом случае сумма может пересматриваться ежегодно и хотя бы приблизиться к себестоимости горячего обеда.
Дата-редактор: София Савина
Иллюстрации и верстка: Надежда Хабичевская.